программа внеурочной физика

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(естественно-научное направление)

«Юный физик»
7-9 класс
(с использованием оборудования «Точка Роста»)

Составитель: Канчурина М.Ф.
учитель физики

Яныбаево 2023

Нормативная база



Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897, в редакции приказа
Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных организациях при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28
декабря 2018 года № 345 с изменениями и дополнениями.
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных организациях при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31
марта 2014 года № 253 с изменениями и дополнениями.
 Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.06.2016 № 699;
 Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ
д.Яныбаево;
 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.

А. Горский,
А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4"е изд. — М. :
Просвещение, 2014 — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
 Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:А.В.
Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост.
Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с.,

Дата утверждения:
Общее количество
часов:
Уровень реализации:
Срок реализации:

29.08.2022г.
52
базовый
01.09.2022 - 31.09.2025

исследования
явлений природы;
- проводить
наблюдения,
планировать
и выполнять
эксперимент
ы;
-обрабатывать
результаты
измерений;
- представлять
результаты
измерений с
помощью таблиц,
графиков и формул;
- обнаруживать
зависимости
между
физическими
величинами;
-объяснять
полученные
результаты и делать
выводы;
-оценивать границы
погрешностей
результатов
измерений;
- уметь применять
теоретические
знания по физике
на практике;

инструкциям;
умение излагать
мысли в четкой
логической
последовательнос
ти; анализировать
собственную
работу:
соотносить план и
совершенные
операции,
выделять этапы и
оценивать меру
освоения каждого,
находить ошибки,
устанавливать их
причины.
П. –
ориентироваться в
своей системе
знаний: отличать
новое от уже
известного;
перерабатывать
полученную
информацию,
делать выводы в
результате
совместной
работы всего
класса; уметь
анализировать
явления

интересы,
интеллектуальны
е и творческие
способности
учащихся;

природе
важнейших
физических
явлений
окружающего
мира и
- мотивировать
понимать
свои действия;
смысл
выражать
физических
законов;
готовность в
любой ситуации демонстриру
поступить в
ют умение
соответствии с
работать с
правилами
разными
поведения;
источниками
- воспринимать
информации;
речь учителя
(одноклассников -уметь
),
применять
непосредственно теоретическ
не обращенную к ие знания по
физике на
учащемуся;
практике;
- уметь
-оценивать
использовать
собственную
полученные
учебную
знания в
деятельность:
повседневной
свои
жизни
достижения,
самостоятельнос (экология,
ть, инициативу,
быт, охрана
ответственность окружающей
среды)
, причины

инструкциям;
умение
излагать свои
мысли в
логической
последовательн
ост и;
П. – умение
отличать новое
от уже
известного;
перерабатыват
ь полученную
информацию,
делать выводы
в результате
совместной
работы всего
класса; уметь
наблюдать и
описывать
явления
К. – уметь
работать в
паре и
коллективе;

интересы;
- мотивирова

ть свои
действия;
- воспринимать

речь учителя
(одноклассник
ов),
непосредствен
но не
обращенную к
учащемуся;
-оценивать
собственну
ю учебную
деятельнос
ть

-решать
физические задачи
на применение
полученных
знаний;
- выводить из
экспериментальных
фактов и
теоретических
моделей
физические законы;
- уметь
докладывать о
результатах своего

К. – уметь
работать в паре и
коллективе;
эффективно
распределять
обязанности

неудач

- проводи

ть
наблюден
ия
физически
х явлений;
-измерять
физическ
ие

исследования;
- участвовать в
дискуссии,
кратко и точно
отвечать на
вопросы;
-использовать
справочную
литературу и другие
источники
информации.

величины

В процессе внеурочной деятельности в школе решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие и коррекция внимания
2.Формирование универсальных учебных умений
3.Развитие речи
Содержание внеурочной деятельности по физике «Озадаченная физика» 7 класс
№
1.

Название раздела (темы)
Первоначальные сведения о
строении вещества

Содержание учебного предмета,
курса
Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления
измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела.
Изготовление измерительного цилиндра. Измерение
температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа
бумаги.

2.

Взаимодействие тел

3.

Давление. Давление
жидкостей и газов

4.

Работа и
мощность.
Энергия

Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной
формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и
веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение
жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения.
Решение нестандартных задач
Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение
давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на
поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение
плотности твердого тела. Определение объема
куска льда. Изучение условия плавания тел. Решение нестандартных задач
Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3
этаж.
Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры.
Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии.
Измерение потенциальной энергии.
Решение нестандартных задач.
8 класс

№
1.

2.

Название раздела (темы)
Физический метод
изучения природы:
теоретический и
экспериментальный
Тепловые явления и
методы их исследования

Содержание учебного предмета,
курса
Определение цены деления приборов, снятие показаний. Определение
погрешностей измерений.
Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Решение задач
на определение количества теплоты. Применение теплового расширения для
регистрации
температуры. Исследование процессов плавления и отвердевания.
Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения
влажности воздуха.

3.

Электрические явления и
методы их исследования

4.

Электромагнитные явления

5.

Оптика

Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи.
Решение задач. Исследование и использование свойств электрических
конденсаторов. Расчет
потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических устройств. Решение
задач на закон Джоуля -Ленца.
Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Изучение свойств
электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных задач.
Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света.
Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической
силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление
света. Наблюдение полного отражения
света.

№

Название раздела (темы)

1.

Магнетизм

2.

Электростатика

3.

Свет

9 класс
Содержание учебного предмета,
курса
Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые. Магнитная
руда. Магнитное
поле Земли. Изготовление магнита. Решение качественных задач.
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество.
Электричество в
игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки. Решение
нестандартных задач.
Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень. Затмение. Цвета
компакт диска.
Мыльный спектр. Радуга в природе. Лунные и Солнечные затмения. Как сломать
луч? Как зажечь огонь? Решение нестандартных задач.

Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую
работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных
для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей.
Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, еѐ реализация способствует воспитанию
творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только
ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлѐнные активные ребята, уже сделавшие свой
профессиональный выбор.
Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который
создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности,
формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной

направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика».

7класс
Наиме
н
овани
е
раздел
а
1

2

3
4

5

Содержан
ие

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. На базе Центра "Точка Роста"

Количе
ст во
часов

Форм
а
занят
ия

1

беседа

I. Первоначальные сведения о строении вещества
Экспериментальная работа № 1 «Определение цены
деления различных приборов».
На базе Центра "Точка Роста"

Использование
оборудования
«Точка роста»

Ознакомление с
цифровой
лабораторией "Точка
роста"
(демонстрация
технологии
измерения)

эксперимен Линейка, лента
т
мерная,
измерительный
цилиндр, термометр,
датчик
температуры
эксперимен Набор
т
геометрических тел

Экспериментальная работа № 2 «Определение
геометрических размеров тел».
На базе Центра "Точка Роста"
Экспериментальная работа № 3 «Измерение
температуры тел»
Глава II. Взаимодействие тел

1
1

эксперимен
т

Экспериментальная работа №7 «Измерение
массы 1 капли воды».
На базе Центра "Точка Роста"

1

эксперимен
т

электронные весы

Дата

6

Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности
куска сахара»
На базе Центра "Точка Роста"

1

7

Экспериментальная работа № 9 «Измерение
плотности хозяйственного мыла».
На базе Центра "Точка Роста"

1

8

Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил,
направленных по одной прямой».
На базе Центра "Точка Роста"

1

9

Экспериментальная работа № 13 «Измерение
жесткости пружины»
На базе Центра "Точка Роста"

1

10

Экспериментальная работа № 14 «Измерение
коэффициента силы трения скольжения».
На базе Центра "Точка Роста"

1

11

Решение задач на тему «Сила трения».

1

эксперимен Линейка, лента
т
мерная,
измерительный
цилиндр,
электронные весы
эксперимен Линейка, лента
т
мерная,
измерительный
цилиндр,
электронные весы
эксперимен Штатив, рычаг,
т
линейка, два
одинаковых груза,
два блока, нить
нерастяжимая,
линейка
измерительная,
динамометр
эксперимен Штатив с крепежом,
т
набор пружин, набор
грузов, линейка,
динамометр
эксперимен Деревянный
т
брусок, набор
грузов, механическая
скамья,
динамометр
решение
задач

III. Давление. Давление жидкостей и газов
12

Экспериментальная работа № 15 «Исследование
зависимости давления от площади поверхности»

1

эксперимен
т

13

Экспериментальная работа № 19 «Определение
плотности твердого тела».
На базе Центра "Точка Роста"

1

14

Решение качественных задач на тему «Плавание тел».

1
1

15

Экспериментальная работа № 20 «Изучение условий
плавания тел».
На базе Центра "Точка Роста"

IV. Работа и мощность. Энергия
16

Решение задач на тему «Работа. Мощность».

1

17

Экспериментальная работа № 24 «Вычисление КПД
наклонной плоскости».
На базе Центра "Точка Роста"

1

18

Защита проектов

1

эксперимен Линейка, лента
т
мерная,
измерительный
цилиндр,
электронные весы
решение
задач
эксперимен Динамометр,
т
штатив
универсальный,
мерный цилиндр
(мензурка), груз
цилиндрический
из специального
пластика, нить,
поваренная соль,
палочка для
перемешивания
решение
задач
эксперимен Штатив,
т
механическая
скамья, брусок с
крючком, линейка,
набор грузов,
динамометр

Тематическое планирование
8класс

1

2

3

4

5

Содержан
Наиме
ие
н
овани
е
раздел
а
I. Физический метод изучения природы: теоретический и
экспериментальный
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. На базе Центра "Точка Роста"
Экспериментальная работа № 1 «Определение цены
деления приборов, снятие показаний»
На базе Центра "Точка Роста"

Определение погрешностей измерения. Решение
качественных
задач.
Глава II. Тепловые явления и методы их
исследования
Определение удлинения тела в процессе
изменения температуры На базе Центра
ТОчка Роста"
Решение задач на определение количества теплоты.

Количе
ст во
часов

Форм
а
занят
ия

Использование
оборудования
«Точка роста»

3ч
1

1

1

беседа

Ознакомление с
цифровой
лабораторией "Точка
роста"
эксперимен Линейка, лента
т
мерная,
измерительный
цилиндр,
термометр, датчик
температуры
решение
задач

8ч
1

1

Лабораторный
опыт исследован термометр,
датчик
ие
температуры
решение
задач

Дата

6

7

Применение теплового расширения для регистрации
температуры. Анализ и обобщение возможных
вариантов
конструкций.
Экспериментальная работа № 2 «Исследование
процессов плавления и отвердевания».
На базе Центра "Точка Роста"

1

презентаци
я

1

экспериме Датчик температуры,
нт
калориметр, сосуд с
тающим льдом, сосуд
с
водой, электронные весы.

III. Электрические явления и методы их исследования
8

Практическая работа № 2 «Определение
удельного сопротивления различных
проводников».
На базе Центра "Точка Роста"

1

практичес
кая
работа

9

Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

1

10

Исследование и использование свойств электрических
конденсаторов.

1

решение
задач
наблюдени
е

Датчик напряжения,
вольтметр
двухпредельный,
источник питания,
комплект
проводов,
резисторы, ключ

11

Решение задач на закон Джоуля - Ленца.

1

12

Решение качественных задач.

1

13

IV. Электромагнитные явления
Получение и фиксированное изображение
магнитных полей. На базе Центра "Точка Роста"

1

14

Решение качественных задач.

1

15

V. Оптика
Изучение законов отражения.

1

16

Экспериментальная работа № 4 «Наблюдение
отражения и преломления света».
На базе Центра "Точка Роста"

1

решение
задач
деловая
игра
практическ Демонстрация
«Измерение
ая
магнитного поля
работа
вокруг проводника
с током»: датчик
магнитного поля, два
штатива, комплект
проводов, источник
тока,
ключ
решение
задач
лекция,
дем.
эксперимен
т
эксперимен
Осветитель с
т
источником света на
3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая
диафраг- ма,
полуцилиндр,
планшет на плотном
листе с

круговым
транспортиром

17

Экспериментальная работа № 5 «Изображения в
линзах». На базе Центра "Точка Роста"

1

18

Защита проектов

1

эксперимен
т

Осветитель с
источником света на
3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая
диафраг- ма, экран
стальной,
направляющая с
измерительной
шкалой,
собирающие линзы,

Тематическое планирование
9класс

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.

1

беседа

2

Практическая работа № 2 «Ориентирование с помощью

1

лекция,
дем.
экспериме
нт

1

наблюден
ие,

компаса».

3

4

Магниты. Действие магнитов. Решение задач

Осветитель с
источником света на
3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая
диафраг- ма

решение
задач
Эксперим
ент

Экспериментальная работа № 3 «Занимательные опыты
с
магнитами».

5

Действие магнитного поля. Магнитное поле Земли. На
базе Центра "Точка Роста"

1

Демонстрация
«Измерение поля
постоян- ного
магнита»: датчик
магнитного поля,
постоянный магнит

полосовой

6

Осторожно статическое электричество. Решение задач

решение
задач

7

Экспериментальная работа № 6 «Занимательные
опыты».

8

Как мы видим?

1

9
10

Почему мир разноцветный.
Экспериментальная работа № 9 «Театр теней»

1
1

11

Экспериментальная работа № 10 «Солнечные
зайчики» На базе Центра "Точка Роста"

1

12

Дисперсия. Мыльный спектр

1

экспериме
нт
лекция,
дем.
эксперимен
т
лекция
эксперимен
т
эксперимен Осветитель с
т
источником света на
3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая
диафраг- ма,
полуцилиндр,
планшет на плотном
листе с
круговым
транспортиром
лекция,
дем.
эксперимен
т

13

Радуга в природе.

1

14

Экспериментальная работа № 11 «Как получить
радугу?». На базе Центра "Точка Роста"

1

15
16

Как сломать луч?
Экспериментальная работа № 12 «Зеркала»

1
1

17

Защита проектов

1

18

Защита проектов

1

презентаци
я
эксперимен Осветитель с
т
источником света на
3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая
диафрагма,
полуцилиндр,
планшет на плотном
ли- сте с круговым
транспортиром
беседа
эксперимен
т
выступлени
я


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».