1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика». Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования: 1.1. личностные: • умение управлять своей познавательной деятельностью; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научнотехническому творчеству; • чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм; • положительное отношение к труду, целеустремлённость; • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. 1.2. метапредметные: 1 1) освоение регулятивных универсальных учебных действий: • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; • определять несколько путей достижения поставленной цели; • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; •• • осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; 2) освоение познавательных универсальных учебных действий: • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; • осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • искать и находить обобщённые способы решения задач; • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; • 2 анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; • занимать разные позиции в познавательной деятельности; • 3) освоение коммуникативных универсальных учебных действий • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать кон ты до их активной фазы; • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; • подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; • точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. 1.3. предметные: • 3 в результате изучения курса физики на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится: • объяснять на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически её оценивая; • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение. эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; • выполнять прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учётом необходимой точности измерений, планировать ход 3 измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: выполнять измерения, на основе исследования определять значения параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учётом погрешностей измерений; • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и взаимосвязь между ними; • 4 использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учётом границ их применимости; • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логические цепочки объяснения (доказательства) предложенных в задачах процессов (явлений); • решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчёты и оценивать полученный результат; • учитывать границы применимости изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебноисследовательских и проектных задач; • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: • понимать и объяснять целостность физической теории, определять границы её применимости и место в ряду других физических теорий; • владеть приёмами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; • 5 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (энергетические, сырьевые, экологические) и роль физики в решении этих проблем; • • • решать практико-ориентированные, качественные и расчётные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, устройств; • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки. 2. Содержание курса «Физика» Базовый уровень Физика и естественно-научный метод познания природы Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания. Методы исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Научные факты и гипотезы. Физические законы и границы их применимости. Физические теории и принцип соответствия. Физические величины. Погрешности измерений физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура. Механика 6 Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность механического движения. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины. Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Взаимодействие тел. Явление инерции. Сила. Масса. Инерциальные системы отсчёта. Законы динамики Ньютона. Сила тяжести, вес, невесомость. Силы упругости, силы трения. Законы: всемирного тяготения, Гука, трения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Импульс материальной точки и системы. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Равновесие материальной точки и твёрдого тела. Момент силы. Условия равновесия. Равновесие жидкости и газа. Давление. Движение жидкости. Молекулярная физика и термодинамика Молекулярно-кинетическая теория (мкт) строения вещества и её экспериментальные доказательства. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы. Агрегатные состояния вещества. Взаимные превращения жидкости и газа. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия и КПД тепловых машин. Основы электродинамики Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. 7 Электрическое поле. Напряжённость и потенциал электростатического поля. Линии напряжённости и эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрикив электрическом поле. Электроёмкость. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Сила тока, Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Джоуля-Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость. Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции, Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. Колебания и волны Механические колебания. Гармонические колебания. Свободные, затухающие, вынужденные колебания. Превращения энергии при колебаниях. Резонанс. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный электрический ток. Резонанс вв электрической цепи. Короткое замыкание. Механические волны. Продольные и поперечные волны, Скорость и длина волны. Интерференция и дифракция. Энергия волны. Звуковые волны. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Оптика Геометрическая оптика. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Формула тонкой линзы. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация. 8 Основы специальной теории относительности Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. опыты Столетова, Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Состав и строение атомных ядер. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Щепная реакция деления ядер. Применение ядерной энергии. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Повторение. Материально – техническое обеспечение: Информационные ресурсы в интернете https://lecta.rosuchebnik.ru Ноутбук учителя Интерактивная доска Электронный учебник https://lecta.rosuchebnik.ru Сценарии и материалы МЭШ. 9 Календарно-тематическое планирование №п/п Тема урока Количество часов Примечание Дата по плану Введение (1ч) 1 Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт. 1 4.09 Уравнение 1 7.09 Кинематика (9ч) 2 Равномерное движение равномерного движения. тел. Скорость. 10 Дата фактическая 3 Скорость и перемещение при равноускоренном движении. 1 8.09 4 Скорость и перемещение при равноускоренном движении. 1 9.09 5 Свободное падение тел. Самостоятельная «Равноускоренное движение» работа 1 14.09 6 Движение по окружности 1 21.09 7 Решение задач по теме «Основы кинематики» 1 23.09 8 Решение задач по теме «Основы кинематики» 1 24.09 1 28.09 9 Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики» Динамика (7) 10 11 Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Первый закон Ньютона. ИСО 1 Понятие силы как меры взаимодействия тел. Второй закон 1 Ньютона. 11 5.10 7.10 12-13 Третий закон Ньютона Принцип 2 относительности Галилея. Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона» 14.10 15.10 14 Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. 1 18.10 15 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение 1 движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.» 20.10 Законы сохранения в механике (8ч) 16 Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Самостоятельная работа по теме «Силы в природе» 17 Реактивное движение. Использование законов механики 1 для объяснения законов движения небесных тел 9.11 18 Работа силы. Мощность. 1 11.11 19-20 Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения 2 энергии в механике. 16.11 17.11 1 12 26.10 21 Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» 22.11 22 К.Р. №2 по теме «Законы сохранения» 25.11 Молекулярная физика. Тепловые явления(.20 ч) 23 24 Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса молекул. Количество вещества. Решение задач 1 30.11 1 7.12 25-26 Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. 2 Основное уравнение МКТ 9.12 10.12 27 Температура и тепловое равновесие. Самостоятельная работа по теме «Основы МКТ» 1 14.12 28 Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа 1 21.12 29-30 Уравнение состояния идеального газа. 2 24.12 25.12 31-32 Газовые законы 2 28.12 39.12 13 33 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака 1 12.01 34 Насыщенный пар. Кипение 1 18.01 35 Влажность воздуха. Решение задач по теме «Свойства газов и жидкостей» 1 20.01 36 Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная 1 физика» 25.01 37 Внутренняя энергия. 1 1.02 2 3.02 4.02 Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение 1 задач. 8.02 38-39 Работа в термодинамике. 40 41-42 Первый закон термодинамики. 2 14 15.02 16.02 43 Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. 1 КПД тепловых двигателей. 17.02 Электростатика (7ч) 44 Что такое электродинамика. Электризация тел. Два рода 1 зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Самостоятельная работа по теме «Термодинамика» 25.02 45 Закон Кулона.. 1 27.02 46 Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Самостоятельная работа по теме «Электризация тел» 1 1.03 47 Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков 1 7.03 48 Потенциал электростатического поля и разность 1 10.03 потенциалов. 49 -50 Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного 2 конденсатора. 15.03 16.03 15 51 Контрольная работа №4 по теме «Термодинамика, электростатика» 1 22.03 Законы постоянного тока (6 ч) 52 Электрический ток. Сила тока. 1 24.03 53-54 Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Решение 2 задач. 55 Электрическая цепь. Последовательное и параллельное 1 соединение проводников. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». 56 Работа и мощность электрического тока. Самостоятельная работа по теме «Постоянный ток» 1 57 -58 Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. 2 5.04 6/04 12.04 14.04 18.04 59 60 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» Контрольная работа №5 по теме «Постоянный ток» 1 26.04 1 3.05 16 Электрический ток в различных средах (5 ч) 61 Электрическая проводимость Сверхпроводимость. различных веществ. 1 62-63 Электрический ток в полупроводниках. 64 65-66 10.05 2 17.05 Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая 1 трубка. 19.05 Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. 2 23.05 24.05 67 -68 Электрический ток в газах. 2 Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. 17 25.05 26.050 Приложение к рабочей программе Календарно тематическое планирование 11 класс Номер по порядку 1 2 3 4 Количе ство часов Тема урока Дата планир уемая Магнитное поле 4 Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции 1 4.09 Модуль вектора магнитной индукции. Сила 1 Ампера. Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» Применение закона Ампера. Решение задач. 1 Входной контрольный тест. Действие магнитного поля на движущийся 1 электрический заряд. Сила Лоренца. 5.09 18 11.09 18.09 Дата фактическ ая Магнитные свойства вещества. Сила Ампера и сила Лоренца (решение задач) 5 Открытие явления электромагнитной индукции. 1 Магнитный поток. 19.09 6 Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции». 1 25.09 7 Самоиндукция. Индуктивность 1 2.10 8 Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. 1 3.10 9 Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитная индукция » 1 9.10 Колебания и волны 21 10 Свободные колебания. Математический маятник 1 16.10 11 1 17.10 1 23.10 1 7.11 14 Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Свободные колебания в колебательном контуре. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Резонанс в электрической цепи. 1 13.11 15 Производство и использование электрической 1 14.11 12 13 19 16 энергии .Промежуточный контрольный тест. Волновые явления. Длина волны. Скорость волны. Длина волны. Скорость волны 1 20.11 1 17 Волны в среде. Звуковые волны. 1 27.11 18 Излучение электромагнитных волн. 1 28.11 19 Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи. Модуляция и детектирование 1 4.12 20 Свойства электромагнитных волн. Радиоволны. 1 11.12 12.12 21 Контрольная работа №3 по теме «Колебания 1 и волны» 13.12 Оптика. Световые волны 16 22 Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. 1 25.12 23 Закон преломления света. Полное отражение Закон преломления света. Полное отражение 1 26.12 24 Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» 1 9.01 25 Линза. Построение изображения в линзе. 1 15.01 20 Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. 1 26 27 Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». Решение задач по теме « Законы геометрической оптики. Линзы» 16.01 1 22.01 1 28 Дисперсия света. 1 29.01 29 Интерференция механических волн и света. Применения интерференция 1 30.01 30 1 5.02 31 Лабораторная работа №6 «Наблюдение интерференции и дифракции света». Дифракционная решетка Лабораторная работа №7 «Измерение длины световой волны» 1 12.02 32 Контрольная работа №3 по теме «Оптика» Элементы теории относительности 33 34 19.02 2 Постулаты теории относительности. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. 1 20.02 1 26.02 Излучение и спектры 4 21 35 Виды спектров и спектральный анализ. 1 4.03 36 Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. 1 5.03 1 11.03 Квантовая физика 24 Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.. 1 Фотоэффект. 1 39 Фотоны. Применение фотоэффекта 1 19.03 40 Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты» 1 1.04 41 Строение атома. Опыт Резерфорда. 1 2.04 42 Квантовые постулаты Бора. 1 8.04 Квантовые постулаты Бора. 1 43 Лазеры. 1 15.04 44 Методы регистрации элементарных частиц. Виды радиоактивных излучений. 1 22.04 45 Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы 1 23.04 37 38 22 18.03 46 Строение атомного ядра. Энергия связи ядер. 1 29.04 47 Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы 1 30.04 48 Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. 1 6.05 49 Термоядерные реакции 1 13.05 1 50 Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра» 1 14.05 20.05 51 Итоговое занятие 1 21.05 23