рабочая программа 7 кл по русскому языку

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Яныбаево муниципального
района Зианчуринский район Республики Башкортостан

Рассмотрено
Руководитель ШМО
/_____________/ .Байбулатова Э.Г.
Протокол №1от 28.08.2023

Согласовано
/__________/ Ермакова З.И
.от «_28___»___08__2023г

Утверждено
.Директор
/__________/Ишмухаметова Ф.А
.Приказ № _166 от «_29__» 08.2023_

Рабочая программа
по русскому языку для 7 класса
учителя высшей
квалификационной категории
Байбулатовой Элизы Газизовны
на 2023-2024 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному)
языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные: Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному)
языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами
русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых
единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование
их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные:Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому
(родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста,
основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и
жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск
информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей
и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и
ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и
диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов
диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических
норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты,
мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике
речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,
обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков
анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
7 КЛАСС
Личностные результаты обучения : сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и
получения знаний.
Предметные знания и умения

- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах
русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования
русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной форме
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксически разбор;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском
языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
- уметь различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы; проводить
различные виды их анализа;
-владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое)
-воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости; создавать самостоятельные тексты
-соблюдать в практике общения литературные нормы языка
-использовать приобретённые навыки для увеличения словарного запаса, получения знания по другим предметам.
Метапредметные знания и умения
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и
жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о
прочитанном в устной и письменной формах;
- пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
- составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.

Сформированные компетентности
Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского
быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском
языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой,
научной и публицистической сферах общения.
Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
8 КЛАСС
Личностные результаты обучения


владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование
выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей;



готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству



самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Сформированные компетентности:
Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского
быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском
языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой,
научной и публицистической сферах общения.
Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Предметные знания и умения:
- знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей
речи, синтаксический разбор предложений;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор
знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
Метапредметные знания и умения
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и
жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о
прочитанном в устной и письменной формах;
- пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;

- составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.
9 КЛАСС
Личностные результаты обучения:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей
роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты обучения
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах
русского языка, о тексте и стилях речи;
-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования
русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; исправлять речевые недочёты и грамматические
ошибки; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий
разбор, анализ художественного текста;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском
языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте;
анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение
в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию.
Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля,сохраняя композиционную форму,
типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания,
повествования). Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания; повышать
выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной
мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и
жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск
информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и

использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и
явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и
диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в
процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,

обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 КЛАСС
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (9 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Раздел 2. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (21 ч + 3 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль
причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот;
выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных
причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных
причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено,
принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить
предложения с причастным оборотом.
III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный
пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого
по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (9 ч + 1 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль
деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми
(ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (15 ч + 2 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая
роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -ои -е; не-и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -ои -е.
Буквы о, я, е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -ои -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и
раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Учебно-научная речь (1ч.)
Категория состояния (3 ч+2ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог (5ч + 1 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и
составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги ви на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (9ч + 3 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и
подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в
простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и
союза также от наречия так с частицей же.
II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (11+ 2 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и
восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (3 ч)

Количество часов
№

Темы типовой программы

По
программе

КД

КД

1

Введение. Русский язык как развивающеесяявление

1

-

2

Повторение пройденного в 5 и 6 классах

6

1

3

Текст

2

4

Причастие

24

2

2

5

Деепричастие

5

1

1

5

Наречие

15

1

1

6

Слово категории состояния

3

1

7

Служебные части речи. Культура речи

1

1

8

Предлог

5

1

9

Союз

7

1

2

10

Частица

7

1

4

11

Междометие. Звукоподражательные слова

2

1

12

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

8

1

Итого

№

1

2

3

Тема урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
Содержание
Планируемые результаты
Контроль

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ЧАС)
Разделы науки о языке. Синтаксис и
Русский язык – один
Уметь: выделять ключевые
Высказ.на
из славянских языков. фразы в тексте, подбирать
лингв.тему
пунктуация.
Славянские языки –
синонимы, объяснять
родственные языки.
орфограммы
Содержание и
назначение УМК.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ (10ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Синтаксис.
Знать: понятия синтаксис,
Разбор
Пунктуация. Пунктуационный
Пунктуация.
пунктуация, значение знаков
разбор.
Словосочетание, его
препинания для понимания
структура. Простые и текста, отличие простого
сложные
предложения от сложного.
предложения.
Уметь: выделять и разбирать
словосочетания, расставлять
знаки препинания при
однородных членах
предложения, выполнять
синтаксический разбор
предложений.
Лексика и фразеология.
Лексика.
Знать: понятия лексика,
Объяснительный
Фразеология.
диктант
лексическое значение слова;
Синонимы.
фразеология
Антонимы. Омонимы. Уметь: определять
Фразеологизмы.
лексическое значение слов с
помощью толкового словаря;
объяснять различие
лексического и
грамматического значений
слова; правильно употреблять
слова в устной и письменной
речи; разграничивать
лексическое и грамматическое

Дата
План/факт
2.09

3.09

4.09

значения слова

4

Фонетика и орфография.
Фонетический разбор слова.

Фонетика и графика.
Гласные и согласные
звуки. Орфоэпия.
Рифма.

5

Словообразование и орфография.
Морфемный и
словообразовательный разбор.

Словообразование.
Орфография.
Морфема.

6

Морфология и орфография.

Морфология.
Самостоятельные и
служебные части
речи.

Знать: понятия фонетика,
графика,
орфография; различия между
гласными и согласными
звуками.
Уметь: производить
фонетический разбор слова
Знать: понятия морфемика,
морфема, образование слов,
изменение слов, однокоренные
слова, формы одного и того
же слова.
Уметь: определять состав
слова; выделять морфемы
соответствующими значками;
различать формы одного и
того же слова и однокоренные
слова
Знать: отличие
самостоятельных и
служебных частей речи,
особенности глагола как
части речи.
Уметь: классифицировать
части речи, выполнять

Разбор

5.09

Тест,
объяснительный
диктант

9.09

Анализ текста

10.09

7

Морфология и орфография.

морфологический разбор
Текущий контроль,
различных частей речи;
тест
соотносить и обосновывать
выбор орфограмм с
морфологическими условиями
и опознавательными
признаками

11.09

8

Входной диагностический тест

Фонетика.
Орфография.
Морфология.
Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи.

Уметь: решать тестовые
задания, применяя знания,
полученные в начальной
школе.

Тест

12.09

9

Текст. Стили литературного языка.

Текст. Языковые
средства связи.
Абзацы. Микротемы.
Типы текста. Стиль
текста.

Анализ текста

16.09

10

Контрольная работа по теме
«Повторение изученного
материала в 5-6 классах»

Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы

Диктант с
грамматическим
заданием(№1)

17.09

11

Анализ контрольной работы

Знать: что такое текст, типы
текстов и стили.
Уметь: озаглавливать текст,
делить на абзацы, определять
тип и стиль текста;
соотносить стили текстов и
жанры.
Уметь: писать текст под
диктовку и выполнять
грамматическое задание к
нему
Уметь: выполнять работу над
ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и
грамматическом задании к
нему

Анализ ошибок,
СР
допущенных в
контрольном
диктанте.
Грамматические
разборы
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(76 часов)19
ПРИЧАСТИЕ (40 часов)

18.09

Причастие.
Морфологические и
синтаксические
признаки причастия.

12

Причастие как часть речи.

13

Причастие как часть речи.

14

Публицистический стиль.

Публицистический
стиль. Признаки
публицистического
стиля.

15

Склонение причастий и
правописание гласных в падежных
окончаниях причастий.

Склонение причастий.
Алгоритм
определения
падежного окончания
причастий.

16

Склонение причастий и
правописание гласных в падежных
окончаниях причастий.

17

Причастный оборот. Выделение
причастного оборота запятыми.

Причастный оборот.
Одиночное причастие.
Обособление

Знать: общее грамматическое
значение, морфологические и
синтаксические признаки
причастия.
Уметь: находить и
дифференцировать причастия
по указанным признакам,
отличать причастия от
глаголов и прилагательных.
Знать: публицистический
стиль как функциональная
разновидность языка.
Уметь: находить признаки
публицистического стиля,
создавать устное выступление
в публицистическом стиле,
подбирать примеры текстов
изучаемого стиля; составлять
развернутый план
выступления.
Знать: особенности
склонения причастий,
правило написания гласных в
падежных окончаниях
причастий.
Уметь: склонять причастия,
применяя алгоритм
определения падежного
окончания причастий.

Исследование

19.09

ПР

13.09

Диктант

24.09

СР

25.09

ПР

26.09

Знать: определение
причастного оборота, условия
обособления причастного

Исследование

30.09

причастного оборота.

18

Причастный оборот. Выделение
причастного оборота запятыми.

19

Причастный оборот. Выделение
причастного оборота запятыми.

20

Описание внешности человека.
Портрет в литературном
произведении.

Основные виды
описания внешности
человека. Работа с
текстами.

21

Действительные и страдательные
причастия.

Действительные и
страдательные
причастия

22

Действительные и страдательные
причастия.

оборота
Уметь: определять
причастный оборот,
опознавать одиночные
причастия и причастные
обороты, определять главное
и зависимое слово,
графически обозначать
причастный оборот на
письме, уметь находить
границы причастного
оборота.
Знать: виды словесного
описания внешности
человека, роль портрета в
художественном
произведении
Уметь: находить и
анализировать портретные
описания человека;
анализировать роль
причастных оборотов и
причастий в портретных
характеристиках
Знать: признаки
действительных и
страдательных причастий
Уметь: отличать виды
причастий друг от друга,
находить действительные и
страдательные причастия в
текстах, выделять причастные
обороты

ПР

1.10

Тест

2.10

Сочинение

3.10

7.10

Предупредительный
диктант, тест

8.10

23

Краткие и полные страдательные
причастия.

24

Гласные в суффиксах действительных
причастий настоящего времени.

25

Гласные в суффиксах действительных
причастий настоящего времени.

26

Действительные причастия
прошедшего времени.

Краткие и полные
страдательные
причастия.
Синтаксическая роль
причастий в тексте.

Знать: особенности краткой и
полной формы страдательных
причастий, синтаксическая
роль полных и кратких
причастий
Уметь: распознавать краткие
и полные формы
страдательных причастий,
определять синтаксическую
роль причастий
Действительные
Знать: особенности
причастия настоящего образования действительных
времени.
причастий настоящего
Суффиксы
времени, суффиксы
действительных
действительных причастий
причастий настоящего настоящего времени
времени.
Уметь: распознавать
действительные причастия
настоящего времени,
образовывать действительные
причастия от разных
глаголов, применять
орфографическое правило при
образовании действительных
причастий настоящего
времени.

9.10

Словарный диктант

10.10

14.10

Действительные
причастия
прошедшего времени.

Знать: особенности
образования действительных
причастий прошедшего

ПР

15.10

27

Действительные причастия
настоящего и прошедшего времени.
Изложение от 3-го лица

28

Гласные в суффиксах страдательных
причастий настоящего времени.

29

Гласные в суффиксах страдательных
причастий настоящего времени.

Суффиксы
действительных
причастий
прошедшего времени.

времени, суффиксы
действительных причастий
прошедшего времени
Уметь: распознавать
действительные причастия
прошедшего времени,
образовывать действительные
причастия от разных
глаголов, применять
орфографическое правило при
образовании действительных
причастий прошедшего
времени; составлять
вопросный план текста.
Страдательные
Знать: особенности
причастия настоящего образования страдательных
времени.
причастий настоящего
Суффиксы
времени, суффиксы
страдательных
страдательных причастий
причастий настоящего настоящего времени
времени.
Уметь: распознавать
страдательные причастия
настоящего времени,
образовывать страдательные
причастия от разных
глаголов, применять
орфографическое правило при
образовании страдательных
причастий настоящего
времени; заменять
действительные причастия
страдательными.

Изложение от 3-го
лица

16.10

Анализ текста

17.10

ПР

21.10

30

Сжатое изложение

Принципы сжатия
текста.

31

Страдательные причастия
прошедшего времени.

32

Страдательные причастия
прошедшего времени.

Страдательные
причастия
прошедшего времени.
Суффиксы
страдательных
причастий
прошедшего времени.

33

Гласные перед Н в полных и кратких
страдательных причастиях
прошедшего времени.

Страдательные
причастия полные и
краткие. Суффиксы
полных и кратких
страдательных
причастий.

Уметь: определять тему и
основную мысль текста,
составлять его план; писать
сжатое изложение, сохраняя
структуру текста и авторский
стиль
Знать: особенности
образования страдательных
причастий прошедшего
времени, суффиксы
страдательных причастий
прошедшего времени,
правописание Н и НН в
прилагательных и
причастиях.
Уметь: распознавать
страдательные причастия
прошедшего времени,
образовывать страдательные
причастия от разных
глаголов, применять
орфографическое правило при
образовании страдательных
причастий прошедшего
времени; отличать причастия
от прилагательных.
Знать: правило написания
гласных перед Н в полных и
кратких страдательных
причастиях.
Уметь: применять
орфографическое правило при
написании гласных перед Н в
суффиксах полных и кратких
страдательных причастиях;
составлять сложные
предложения, включая в них

Изложение

22.10

Словарный диктант

23.10

24.10

Тест

4.11

причастия и причастные
обороты.

34

Контрольная работа по теме «
Причастие как часть речи.
Причастный оборот» или тестовая
работа в формате ВПР

Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы

Уметь: писать текст под
диктовку и выполнять
грамматическое задание к
нему

Диктант с
грамматическим
заданием (№2)

5.11

35

Анализ контрольной работы

Уметь: выполнять работу над
ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и
грамматическом задании к
нему

СР

6.11

36

Н и НН в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени и
отглагольных прилагательных.

37

Н и НН в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени и
отглагольных прилагательных.

Анализ ошибок,
допущенных в
контрольном
диктанте.
Грамматические
разборы
Страдательные
причастия.
Отглагольные
прилагательные.
Глаголы
совершенного и
несовершенного вида.
Полные и краткие
страдательные
причастия. Полные и
краткие
прилагательные.

Знать: отличительные
признаки причастий и
отглагольных
прилагательных, правило
написания Н и НН в суффиксах
полных страдательных
причастий прошедшего
времени и отглагольных
прилагательных.
Уметь: отличать причастия и
отглагольные
прилагательные, применять
правило написания Н и НН в
суффиксах полных
страдательных причастий
прошедшего времени и
отглагольных

7.11

Диктант

11.11

прилагательных; составлять
предложения с прямой речью,
использую представленные
словосочетания

38

Н и НН в суффиксах кратких
страдательных причастий и в кратких
отглагольных прилагательных.

39

Н и НН в суффиксах кратких
страдательных причастий и в
кратких отглагольных
прилагательных.

40

Выборочное изложение.

41

Выборочное изложение.

Страдательные
причастия.
Отглагольные
прилагательные.
Глаголы
совершенного и
несовершенного вида.
Полные и краткие
страдательные
причастия. Полные и
краткие
прилагательные.

Выборочное
изложение

Знать: отличительные
признаки причастий и
отглагольных
прилагательных, правило
написания Н и НН в суффиксах
кратких страдательных
причастий прошедшего
времени и отглагольных
прилагательных.
Уметь: отличать причастия и
отглагольные
прилагательные, применять
правило написания Н и НН в
суффиксах кратких
страдательных причастий
прошедшего времени и
отглагольных
прилагательных; заменять
глаголы на краткие причастия
и или прилагательные на
однокоренные причастия;
составлять текст в
публицистическом стиле.
Уметь: писать выборочное
изложение, сохраняя
особенности авторского стиля
и отбирая материал на одну
из тем, озаглавливать текст,
включать в текст причастия и

Тест

12.11

Объяснительный
диктант, тест

13.11

Выборочное
изложение

14.11

причастные обороты.
42

Морфологический разбор причастия.

43

Слитное и раздельное написание НЕ
с причастиями.

44

Слитное и раздельное написание НЕ
с причастиями.

45

Слитное и раздельное написание НЕ
с причастиями и другими частями
речи.

46

Буквы О и Ё после шипящих в
суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени.

47

Буквы О и Ё после шипящих в
суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени.

Морфологический
разбор причастия.
Морфологические и
синтаксические
признаки причастия.
Порядок
морфологического
разбора.
Причастия полные и
краткие. Причастный
оборот.
Противопоставление с
союзом а.

Страдательные
причастия
прошедшего времени.
Суффиксы
страдательных
причастий
прошедшего времени.

Уметь: характеризовать
причастие по его
морфологическим признакам
и синтаксической роли;
выполнять устный и
письменный
морфологический разбор
причастий.
Знать: правило слитного и
раздельного написания НЕ с
причастиями и другими
частями речи.
Уметь: применять
орфографическое правило при
написании НЕ с причастиями
и другими частями речи,
подбирать синонимы и
синонимические конструкции
к причастиям; определять
стилевую принадлежность
текста, определять основную
мысль.
Знать: правило
написания букв О и Ё после
шипящих в суффиксах
страдательных причастий
прошедшего времени;
правило постановки знаков
препинания при причастном
обороте.
Уметь: применять правило
написания букв О и Ё после
шипящих в суффиксах
страдательных причастий

Морфологический
разбор причастий

18.11

19.11
тест

20.11

Объяснительный
диктант

21.11

25.11

Диктант

26.11

прошедшего времени,
составлять предложения,
использую представленные
слова и словосочетания;
расставлять знаки
препинания при причастном
обороте.
Уметь: отбирать
необходимый материал для
сочинения-описания, писать
сочинение-описание
внешности человека.
Знать: теоретический
материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: правильно писать
слова с изученными
орфограммами; выполнять
морфологический разбор
причастий; расставлять знаки
препинания при причастных
оборотах.
Уметь: писать текст под
диктовку и выполнять
грамматическое задание к
нему

48

Сочинение – описание внешности
человека.

Описание внешности
человека.

49

Повторение изученного материала о
причастии.

Причастие.
Причастный оборот.
Правописание
причастий.
Пунктуация при
причастном обороте.

50

Контрольная работа по теме
«Правописание причастий.
Пунктуация при Причастном
обороте» или тестовая работа

Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы.

51

Анализ контрольной работы

Анализ ошибок,
Уметь: выполнять работу над
допущенных в
ошибками, допущенными в
контрольном
контрольном диктанте и
диктанте.
грамматическом задании к
Грамматические
нему
разборы
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 часов)

Сочинение

27.11

28.11

Диктант с
грамматическим
заданием (№3)

3.12

СР

4.12

52

Понятие о деепричастии.

Деепричастие. Глагол.
Наречие. Глагольные
и наречные признаки
деепричастия.

53

Деепричастный оборот. Запятые при
деепричастном обороте.

54

Деепричастный оборот. Запятые при
деепричастном обороте.

Деепричастие.
Деепричастный
оборот. Запятые при
деепричастном
обороте.

55

Раздельное написание НЕ с
деепричастиями.

Глагол. Деепричастие.
Правописание НЕ с
деепричастиями и
другими частями
речи.

Знать: глагольные и
наречные признаки
деепричастия,
морфологические признаки и
синтаксическую роль
деепричастия.
Уметь: находить и
дифференцировать
деепричастия по указанным
признакам, отличать
деепричастия от глаголов и
наречий; соблюдать нормы
употребления деепричастий.
Знать: понятие
деепричастный оборот,
правило постановки знаков
препинания при
деепричастном обороте
Уметь: определять
деепричастный оборот,
находить границы
деепричастного оборота,
отмечать его с помощью
графических обозначений;
определять тип и структуру
текста, составлять вопросный
план; заменять глаголы на
причастия и деепричастия;
определять функцию
деепричастий в
художественном тексте.
Знать: правило написания НЕ
с деепричастиями.
Уметь: применять правило
написания НЕ с
деепричастиями и другими
частями речи.

Исследование

5.12

СР

6.12

тест

9.12

Диктант

10.12

56

Деепричастия несовершенного вида.

Глагол. Деепричастие
несовершенного вида.
Суффиксы
деепричастий
несовершенного вида.

57

Деепричастия совершенного вида.

58

Деепричастия совершенного вида.

Глагол. Деепричастие
совершенного вида.
Суффиксы
деепричастий
совершенного вида.

59

Сочинение с описанием действия.

Сочинение по
картине. Завязка,
развитие действия,
кульминация.

Знать: признаки
деепричастия несовершенного
вида, правописание
суффиксов деепричастий
несовершенного вида.
Уметь: опознавать
деепричастия несовершенного
вида, образовывать
деепричастия несовершенного
вида от глаголов, выделять
суффиксы деепричастий;
находить деепричастия и
деепричастные обороты;
производить различные виды
разборов.
Знать: признаки
деепричастия совершенного
вида, правописание
суффиксов деепричастий
совершенного вида.
Уметь: опознавать
деепричастия совершенного
вида, образовывать
деепричастия совершенного
вида от глаголов, выделять
суффиксы деепричастий;
находить деепричастия и
деепричастные обороты;
составлять предложения с
деепричастными оборотами и
однородными членами
предложения.
Уметь: составлять рассказ по
картине, подбирая материалы.

11.12

СР

12.12

ПР

16.12

Сочинение по
картине

17.12

60

Повторение изученного о
деепричастии. Морфологический
разбор деепричастия.

Деепричастие.
Деепричастный
оборот. Правописание
причастий.
Пунктуация при
деепричастном
обороте.

Знать: теоретический
материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: образовывать
различные формы глаголов,
причастий и деепричастий;
правильно писать слова с
изученными орфограммами;
выполнять морфологический
разбор деепричастий;
расставлять знаки
препинания при
деепричастных оборотах.
Уметь: писать текст под
Орфография.
Пунктуация.
диктовку и выполнять
Грамматические
грамматическое задание к
разборы.
нему
НАРЕЧИЕ(23 ЧАСА)

61

Контрольная работа по теме
«Деепричастие»

62

Наречие как часть речи.

Самостоятельные
части речи. Наречие неизменяемая часть
речи.

63

Употребление наречий в речи.

Самостоятельные
части речи. Наречие неизменяемая часть
речи. Употребление
наречий с точки
зрения норм

Знать: общекатегориальное
значение наречий,
морфологические признаки
наречий, синтаксическая роль
наречий.
Уметь: находить и
характеризовать наречия,
определять их
морфологические признаки,
синтаксическую роль
наречий; находить
словосочетания с наречиями
Знать: нормы употребления
наречий с точки зрения норм
литературного языка,
функции наречий.
Уметь: употреблять наречия
в рамках языковых норм,

Разбор

18.12

Диктант с
грамматическим
заданием (№4)

19.12

23.12

Предупредительный
диктант, тест

24.12

литературного языка.
Основные способы
словообразования.

составлять словосочетания с
наречиями; способы
словообразования.
Знать: смысловые группы
наречий.
Уметь: находить наречия,
определять их разряд;
выписывать словосочетания с
наречиями; составлять
синонимические ряды с
наречиями.
Знать: степени сравнения
наречий, способы
образования сравнительной и
превосходной степени
сравнения наречий.
Уметь: распознавать степени
сравнения наречий,
образовывать различные
степени сравнения наречий,
находить в текстах наречия
разных форм.

Предупредительный
диктант

25.12

СР

26.12

Знать: порядок
морфологического разбора
наречий
Уметь: характеризовать
наречие по его
морфологическим признакам
и синтаксической роли;
выполнять устный и
письменный

Разбор

13.01

64

Смысловые группы наречий.

Смысловые группы
наречий.
Словосочетания с
наречиями.
Синонимические
ряды.

65

Степени сравнения наречий.

66

Морфологический разбор наречия.

Качественные
прилагательные.
Степени сравнения
имен прилагательных
и наречий.
Сравнительная
степень наречий.
Простая и составная
форма сравни тельной
степени.
Превосходная степень
сравнения наречий.
Составная форма
превосходной степени
наречий.
Морфологический
разбор наречия

морфологический разбор
наречий; писать сочинениерассуждение на
предложенную тему.
67

Слитное и раздельное написание НЕ
с наречиями на -О и –Е.

68

Слитное и раздельное написание НЕ
с наречиями на -О и –Е.

69

Урок – практикум по теме
«Употребление НЕ с разными
частями речи»

Правописание НЕ с
различными частями
речи

70

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИотрицательных наречий.

Отрицательные
наречия.
Вопросительные
наречия.
Правописание Е и И в
приставках НЕ- и НИотрицательных
наречий.

Правописание НЕ с
наречиями.
Синонимы.
Противопоставление с
союзом а.
Словообразование
наречий.

Знать: правило слитного и
раздельного написания НЕ с
наречиями, основные способы
словообразования наречий.
Уметь: применять
орфографическое правило при
написании НЕ с наречиями,
находить наречия в
орфографическом словаре;
озаглавливать текст, делить
на абзацы, находить наречия
с текстообразующей
функцией.
Знать: правила правописания
НЕ с различными частями
речи
Уметь: определять
частеречную принадлежность,
применять изученные
орфографические правила
при написании различных
частей речи с НЕ.
Знать: образование
отрицательных местоимений
и наречий; правописание Е и
И в приставках НЕ- и НИотрицательных наречий.
Уметь: применять правило
правописания Е и И в
приставках НЕ- и НИотрицательных наречий;

СР

14.01

Предупредительный
диктант

15.01

Тест

16.01

СР

20.01

составлять устное
высказывание, используя
ключевые слова.

71

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИотрицательных наречий.

Отрицательные
наречия.
Вопросительные
наречия.
Правописание Е и И в
приставках НЕ- и НИотрицательных
наречий.

72

Н и НН в наречиях на –О и –Е.

Прилагательные.
Причастия. Наречие.
Словообразование
наречий.

73

Урок – практикум по теме
«Правописание Н и НН в разных
частях речи»

74

Описание действий.

Заголовок текста.
Тема текста.
Основная мысль.
Средства
выразительности.

Знать: образование
отрицательных местоимений
и наречий; правописание Е и
И в приставках НЕ- и НИотрицательных наречий.
Уметь: применять правило
правописания Е и И в
приставках НЕ- и НИотрицательных наречий;
составлять устное
высказывание, используя
ключевые слова.
Знать: алгоритм написания Н
и НН в наречиях.
Уметь: применять
орфографическое правило
написания Н и НН в
наречиях; применять правило
написания Н и НН в разных
частях речи.
Уметь: определять роль
наречий в описании действий;
собирать материал
наблюдений за действиями в
разных профессиях; писать
заметки для стенгазеты.

Диктант

21.01

СР

22.01

Тест

23.01

Сочинение

27.01

75

Буквы О и Е после шипящих на
конце наречий.

Правописание
наречий,
оканчивающихся на
шипящую

76

Буквы О и А на конце наречий

Способы образования
наречий
(суффиксальный,
приставочносуффиксальный).
Однокоренные слова.
Антонимы.

77

Изложение текста с описанием
действия

Рассказ от имени
героя картины.

78

Дефис между частями слова в
наречиях.

79

Дефис между частями слова в
наречиях.

Однокоренные слова.
Дефис в наречиях.
Неопределенные
местоимения и
наречия. Отличие
наречий с
приставками от
сочетаний предлогов с
существительными,
прилагательными и
местоимениями.

Знать: правило написания
букв О и Е после шипящих на
конце наречий.
Уметь: применять правило
написания букв О и Е после
шипящих на конце наречий;
дифференцировать слова с
различными видами
орфограмм.
Знать: правило написания О
и А после шипящих на конце
наречий.
Уметь: применять правило
написания О и А после
шипящих на конце наречий,
графически обозначать
изучаемую орфограмму.
Уметь: писать подробное
изложение рассказа, создавать
собственный рассказ от лица
героя картины.
Знать: правило написания
дефиса между частями слова
в наречиях; способы
образования наречий;
неопределенные местоимения
и наречия.
Уметь: применять правило
написания дефиса между
частями слова в наречиях;
образовывать наречия
различными способами;
сопоставлять дефисное
написание неопределенных
местоимений и наречий;
отличать наречия с
приставками от сочетаний

Диктант

28.01

ПР работа.

29.01

Изложение

30.01

Предупредительный
диктант

3.02

Диктант

4.02

предлогов с
существительными,
прилагательными и
местоимениями.

80

Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных
от существительных и
количественных числительных.

Приставки в
наречиях. Имя
существительное.
Количественные
числительные.

81

Мягкий знак после шипящих на
конце наречий.

Правописание Ь знака
на конце наречий

82

Повторение изученного о наречии.

Наречие как часть
речи. Способы
образования наречий.
Морфологический
разбор наречий.
Правописание
наречий.

Знать: правило слитного и
раздельного написания
приставок в наречиях,
образованных от
существительных и
количественных
числительных.
Уметь: применять правило
слитного и раздельного
написания приставок в
наречиях, образованных от
существительных и
количественных
числительных, находить в
случае затруднения наречия в
орфографических словарях.
Знать: правило написания Ь
знака после шипящих на
конце наречий.
Уметь: применять правило
написания Ь знака после
шипящих на конце наречий;
правописание Ь знака в
различных частях речи
Знать: теоретический
материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: образовывать
наречия, находить их в
текстах; правильно писать
слова с изученными

Диктант

5.02

ПР

6.02

Тест

10.02

орфограммами; выполнять
морфологический разбор
наречий, определять
синтаксическую роль
наречий.
83

Контрольная работа по теме «
Наречие» или тестовая работа

Уметь: писать текст под
Орфография.
Пунктуация.
диктовку и выполнять
Грамматические
грамматическое задание к
разборы.
нему
Анализ ошибок,
Уметь: выполнять работу над
допущенных в
ошибками, допущенными в
контрольном
контрольном диктанте и
диктанте.
грамматическом задании к
Грамматические
нему.
разборы
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3 часа)

Диктант с
грамматическим
заданием (№5)

11.02

84

Анализ контрольной работы

СР

12.02

85

Категория состояния как часть речи.

Категория состояния.
Наречие. Способы
выражения
сказуемого.

Исследование

13.02

86

Категория состояния как часть речи.
Морфологический разбор слов
категории состояния.

Категория состояния.
Наречие.

Разбор

17.02

Знать: признаки категории
состояния как части речи,
отличие категории состояния
и наречия.
Уметь: находить слова
категории состояния,
отличать слова категории
состояния и наречия,
выделять слова категории
состояния как члены
предложения.
Знать: признаки категории
состояния как части речи,
отличие категории состояния
и наречия, алгоритм
морфологического разбора
слов категории состояния.
Уметь: находить слова
категории состояния,

87

Сжатое изложение упр. 281

отличать слова категории
состояния и наречия,
выделять слова категории
состояния как члены
предложения; выделять
грамматическую основу в
предложениях, выполнять
морфологический разбор слов
категории состояния.
Принципы сжатия
Уметь: писать сжатое
текста. Сжатое
изложение, применяя
изложение.
основные принципы сжатия
текста, определять стиль
текста, тип текста.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 37 ЧАСОВ)
ПРЕДЛОГ (9 ЧАСОВ)

88

Самостоятельные и служебные
части речи. Предлог как часть речи.

Самостоятельные
части речи.
Служебные части
речи. Предлог. Союз.
Частица. Научный
стиль.

89

Употребление предлогов.

Однозначные и
многозначные
предлоги. Падежи.

Изложение

Знать: особенности
Анализ текста
самостоятельных и
служебных частей речи.
Уметь: различать
самостоятельные и служебные
части речи;
дифференцировать служебные
части речи; различать
предлоги, выписывать
словосочетания с предлогами,
производить
морфологический анализ
предлога; работать с текстом
научного стиля.
Знать: особенности
Диктант
однозначных и многозначных
предлогов, значение и
условия употребления
предлогов.
Уметь: употреблять

18.02

19.02

20.02

90

Непроизводные и производные
предлоги.

91

Непроизводные и производные
предлоги.

92

Простые и составные предлоги.
Морфологический разбор
предлогов.

Непроизводные
предлоги.
Производные
предлоги.
Самостоятельные
части речи.
Служебные части
речи.

Простые и составные
предлоги.
Морфологический
разбор предлога.
Предложные
словосочетания.

однозначные и многозначные
предлоги, составлять
словосочетания с предлогами,
в случае затруднений
пользоваться «Толковым
словарем»; исправлять
недочеты в употреблении
предлогов.
Знать: непроизводные и
производные предлоги,
способ образования
производных предлогов.
Уметь: распознавать
производные и
непроизводные предлоги,
дифференцировать
словосочетания с различными
предлогами; анализировать
производные предлоги по их
происхождению; исправлять
неправильное употребление
предлогов.
Знать: простые и составные
предлоги, словосочетания с
простыми и составными
предлогами; алгоритм
морфологического разбора
предлога.
Уметь: распознавать простые
и составные предлоги,
дифференцировать
словосочетания с различными
предлогами; исправлять
неправильное употребление
предлогов; производить
морфологический разбор
предлогов.

СР

24.02

Предупредительный
диктант

25.02

Комплексный
анализ текста, тест

26.02

93

Подробное изложение

Тема, основная
мысль, план текста.
Стиль и тип речи.
Структура текста.
Авторский стиль

94

Слитное и раздельное написание
предлогов.

Производные
предлоги. Слитное и
раздельное написание
производных
предлогов.

95

Слитное и раздельное написание
предлогов.

Производные
предлоги. Слитное и
раздельное написание
производных
предлогов.

96

Обобщающе-повторительный урок
по теме «Предлог». Тест.

Предлог.
Производные и
непроизводные
предлоги. Простые и
составные предлоги.
Морфологический
разбор предлога.

Уметь: определять тему и
основную мысль текста,
составлять его план; писать
изложение, сохраняя
структуру текста и авторский
стиль
Знать: правило слитного и
раздельного написания
производных предлогов.
Уметь: уметь применять
правило слитного и
раздельного написания
производных предлогов;
выписывать словосочетания с
предлогами.
Знать: правило слитного и
раздельного написания
производных предлогов.
Уметь: уметь применять
правило слитного и
раздельного написания
производных предлогов;
выписывать словосочетания с
предлогами; работать с
текстом художественного
стиля.
Знать: теоретический
материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: находить предлоги в
текстах; правильно писать
слова с изученными
орфограммами; выполнять
морфологический разбор
предлогов, исправлять
ошибки в употреблении
предлогов; решать тестовые

Подробное
изложение

27.02

2.03

Предупредительный
диктант

3.03

Тест

4.03

задания.

97

Союз как часть речи. Простые и
составные союзы.

98

Союзы сочинительные и
подчинительные.

99

Запятая между простыми
предложениями в союзном
сложном предложении.
Запятая между простыми
предложениями в союзном
сложном предложении.

100

СОЮЗ (12часов)
Знать: особенности союза как
служебной части речи.
Уметь: определять союз как
часть речи; производить
морфологический анализ
союза; выделять союзы в
тексте, классифицировать
союзы, определять основную
мысль и стиль текста.
Союз. Сочинительные Знать: особенности
и подчинительные
сочинительных и
союзы.
подчинительных союзов.
Сложносочиненные
Уметь: распознавать
сложноподчиненные
сочинительные и
предложения.
подчинительные союзы,
выписывать сложные
предложения, дифференцируя
их по союзам; составлять
сложные предложения,
используя разные союзы.
Сложные
Знать: правило постановки
предложения.
запятой между простыми
Сложносочиненные
предложениями в союзном
предложения.
сложном предложении.
Сложноподчиненные
Уметь: применять правило
предложения.
постановки запятой между
Сочинительные
простыми предложениями в
союзы.
союзном сложном
Союз. Простые и
составные союзы.
Союзы
подчинительные и
сочинительные.
Морфологический
разбор союза.

Анализ текста

5.03

Диктант

9.03

Разбор

10.03

Предупредительный
диктант

11.03

Подчинительные
союзы. Простые
предложения с
однородными
членами. Знаки
препинания в
простых и сложных
предложениях.
Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы.

предложении, составлять
схемы сложных предложений,
составлять сложные
предложения по схемам,
отличать простые
предложения с однородными
членами от сложных
предложений.
Уметь: записывать текст,
расставляя знаки препинания
и выполняя грамматическое
задание к нему
Уметь: самостоятельно
писать сочинение на
заданную тему; связно и
последовательно излагать
свои мысли
Знать: классификацию
союзов по значению.
Уметь: опознавать разные по
значению союзы, составлять
предложения по схемам,
используя разные союзы;
выделять однородные члены
предложения и основы
предложений; определять тип
и стиль текста.
Знать: классификацию
подчинительных союзов по
значению; алгоритм
морфологического разбора
союза.
Уметь: опознавать разные по
значению подчинительные
союзы, составлять
сложноподчиненные

101

Проверочная работа по теме
«Пунктуация в простом и сложном
предложении»

102

Сочинение «Я сижу на берегу…»

Тема сочинения. План
сочинения.
Материалы к
сочинению

103

Сочинительные союзы.

Сочинительные
союзы.
Соединительные
союзы.
Противительные
союзы.
Разделительные
союзы.

104

Подчинительные союзы.
Морфологический разбор союзов.

Подчинительные
союзы. Группы
подчинительных
союзов: причинные,
целевые, временные,
условные,
сравнительные,
изъяснительные.
Морфологический

ПР

12.03

Сочинение

16.03

17.03

Разбор

18.03

разбор союза.

предложения из данных
простых, составлять сложные
предложения по схемам,
выполнять морфологический
разбор союзов.

Знать: классификацию
подчинительных союзов по
значению; алгоритм
морфологического разбора
союза.
Уметь: опознавать разные по
значению подчинительные
союзы, составлять
сложноподчиненные
предложения из данных
простых, составлять сложные
предложения по схемам,
выполнять морфологический
разбор союзов; подбирать
материал для сочинениярассуждения.
Знать: правило написания
союзов.
Уметь: применять
орфографическое правило
написания союзов ТОЖЕ,
ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, отличать
союзы от наречий с частицей
(ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ);
определять стиль текста,
расставлять знаки
препинания в простом и
сложном предложениях.

105

Подчинительные союзы.
Морфологический разбор союзов.

Подчинительные
союзы. Группы
подчинительных
союзов: причинные,
целевые, временные,
условные,
сравнительные,
изъяснительные.
Морфологический
разбор союза.

106

Слитное написание союзов
ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

107

Слитное написание союзов
ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

Союзы ТОЖЕ,
ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
Наречие с частицей
(ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ,
ЧТО БЫ).

СР

19.03

30.03

ПР

31.03

108

Повторение сведений о предлогах и
союзах. Тест.

Предлоги.
Производные и
непроизводные
предлоги. Простые и
составные предлоги.
Союзы простые и
составные,
подчинительные и
сочинительные.

Знать: теоретический
материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: находить предлоги и
союзы в текстах; правильно
писать слова с изученными
орфограммами; выполнять
морфологический разбор
предлогов и союзов,
исправлять ошибки в
употреблении предлогов;
составлять сложные
предложения, решать
тестовые задания.
ЧАСТИЦА (15 часов). МЕЖДОМЕТИЕ (1 ЧАС)

109

Частица как часть речи.

Частица как часть
речи.

110

Разряды частиц. Формообразующие Частица. Разряды
частицы.
частиц.
Формообразующие
частицы. Условное и
повелительное
наклонение глагола.
Степени сравнения
прилагательных и
наречий.

111

Смысловые частицы.

Частица. Разряды
частиц. Смысловые
частицы.

Знать: особенности частицы
как части речи.
Уметь: выделять частицы в
тексте, определять значение
частиц в предложении;
доказывать частеречную
принадлежность слов.
Знать: разряды частиц по
значению, употреблению и
строению.
Уметь: распознавать разряды
частиц по значению,
употреблению и строению,
составлять и записывать
рассказ по рисункам;
озаглавливать текст,
определять стиль речи.
Знать: разряды частиц.
Уметь: определять, какому
слову или какой части текста

Тест или
проверочная работа

1.04

Анализ текста

2.04

6.04

Комплексный
анализ текста

7.04

112

Смысловые частицы.

Разговорный,
публицистический,
художественный
стили речи.

113

Раздельное и дефисное написание
частиц. Морфологический разбор
частицы.

Раздельное и
дефисное написание
частиц.
Морфологический
разбор частиц.

114

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

115

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Отрицательные
частицы НЕ и НИ.
Приставки НЕ- и НИ-.

116

Различение частицы и приставки
НЕ-.

117

Различение частицы и приставки
НЕ-.

118

Сочинение - рассказ по данному
сюжету

Отрицательные
частицы НЕ и НИ.
Приставки НЕ- и НИ-.

Тема сочинения. План
сочинения.
Материалы к
сочинению

частицы придают смысловые
оттенки (вопрос, восклицание,
указание, сомнение уточнение
и т.д.); выделять смысловые
частицы, производить замены
частиц; создавать текстинструкцию.
Знать: правило раздельного и
дефисного написания частиц.
Уметь: применять правило
раздельного и дефисного
написания частиц, составлять
предложения с частицами.
Знать: отрицательные
частицы НЕ и НИ, приставки
НЕ- и НИ-.
Уметь: дифференцировать
НЕ и НИ как частицы и
приставки, подбирать
частицы с отрицательным
значением.
Знать: отрицательные
частицы НЕ и НИ, приставки
НЕ- и НИ-.
Уметь: дифференцировать
НЕ и НИ как частицы и
приставки, подбирать
частицы с отрицательным
значением; составлять
словосочетания и
предложения с частицами.
Уметь: самостоятельно
писать сочинение на
заданную тему; связно и
последовательно излагать
свои мысли.

Диктант

8.04

Разбор

9.04

13.04
Тест

14.04

Словарный диктант

15.04

Выборочный
диктант

16.04

Сочинение

20.04

119

Частица НИ, приставка НИ-, союз
НИ – НИ.

Частица НИ,
приставка НИ-, союз
НИ-НИ.

120

Повторение изученного материала
о частицах.

Частицы
формообразующие и
смысловые.
Отрицательные
частицы.
Морфологический
разбор частиц.

121

Подробное изложение с
элементами сочинения

122

Подробное изложение с
элементами сочинения

Тема, основная
мысль, план текста.
Стиль и тип речи.
Структура текста.
Авторский стиль

123

Тест по теме «Служебные части
речи»

Служебные части
речи. Предлог. Союз.
Частица.

124

Междометие как часть речи. Дефис
в междометиях. Знаки препинания
при междометиях.

Междометие.
Производные и
непроизводные
междометия. Дефис в
междометиях.

Знать: отличие частиц,
приставок, союзов.
Уметь: опознавать частицу,
приставку, союз в
упражнениях; обозначать
изученные орфограммы;
составлять сложные
предложения с наречиями,
местоимениями, частицами.
Знать: теоретический
материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: находить частицы;
правильно писать слова с
изученными орфограммами;
выполнять морфологический
разбор частиц, составлять
сложные предложения,
решать тестовые задания.
Уметь: определять тему и
основную мысль текста,
составлять его план; писать
изложение, сохраняя
структуру текста и авторский
стиль
Знать: теоретический
материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: решать тестовые
задания, применяя
полученные знания.
Знать: грамматические
особенности междометий.
Уметь: дифференцировать
междометия в предложениях,

21.04

Тест или
проверочная работа

22.04

Подробное
изложение

23.04

Тест

27.04

28.04

опознавать междометия,
употребленные в значении
других частей речи;
расставлять знаки
препинания при
междометиях.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ
125

Разделы науки о русском языке.
Текст. Стили речи.

126

Аттестация в формате ОГЭ

127

Фонетика и графика.

128

Лексика и фразеология.

Разделы науки о
языке (фонетика,
лексика,
словообразование,
морфология,
синтаксис)
Орфография.
Пунктуация.
Грамматические
разборы

Знать: теоретический
материал по теме урока,
изученный в 7 классе,
терминологию.
Уметь: применять на
практике изученные правила.
Уметь: выполнять тестовые
задания в формате ОГЭ

Сочинение

29.04

Тест

30.04

Фонетика. Звуки.
Ударные и
безударные. Твердые
и мягкие согласные,
звонкие и глухие.
Фонетический разбор
слов.
Лексикология.
Фразеология.
Лексическое и
грамматическое
значение слова.
Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Заимствованные и
исконно русские
слова.

Знать: теоретический
материал по теме урока,
изученный в 7 классе,
терминологию.
Уметь: применять на
практике изученные правила.

Сообщение

4.05

Знать: теоретический
материал по теме урока,
изученный в 7 классе,
терминологию.
Уметь: применять на
практике изученные правила.

Проект

5.05

129

Морфемика. Словообразование.

Морфемика.
Словообразование.
Строение слов.
Образование слов.

130

Морфология

131

Орфография.

Морфология.
Самостоятельные и
служебные части
речи. Междометия.
Синтаксическая роль
частей речи.
Орфография.
Орфограмма.

132

Синтаксис. Пунктуация.

133136

Резервные уроки

Синтаксис.
Словосочетание.
Предложение. Члены
предложения.
Обращение.
Однородные члены
предложения. Простое
предложение.
Сложное
предложение.

Знать: теоретический
материал по теме урока,
изученный в 7 классе,
терминологию.
Уметь: применять на
практике изученные правила.
Знать: теоретический
материал по теме урока,
изученный в 7 классе,
терминологию.
Уметь: применять на
практике изученные правила.
Знать: теоретический
материал по теме урока,
изученный в 7 классе,
терминологию.
Уметь: применять на
практике изученные правила.
Знать: теоретический
материал по теме урока,
изученный в 7 классе,
терминологию.
Уметь: применять на
практике изученные правила.

Разбор

6.05

Анализ текста

7.05

Анализ текста

11.05

Разбор

12.05

13-22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».