11.общество

Содержание учебного предмета «Обществознание»
Тема 1. Экономическая жизнь общества. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика,
макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и
функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый
рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе
России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды
безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ.
Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики
государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП –
основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика.
Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая
интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции
экономического развития России.
Тема 2. Социальная сфера Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация,

неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся
поведение (девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические
общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема
неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и
организации в Российской Федерации.
Тема 3. Проблемы политической и духовной жизни. Политическая деятельность. Политические институты.
Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной
институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая
элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы
партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно- политических движений. Политическая психология.
Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс.
Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета “Общестовзнание”
Личностные:
1)формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);

2)осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3)готовность к служению Отечеству, его защите;
4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического
отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
8)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
11)сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
12)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные:
регулятивные:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
3)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
4)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

6)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
7)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
8)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
познавательные:
1)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
2)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
3)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
4)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
коммуникативные:

1)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
2)владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства;
3)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.
4)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
5)работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов;
6)формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей;
8)планирования и регуляции своей деятельности;
9)владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:

1)

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
2) объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
3) оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников
экономики;
4) различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;

5) различать экономические и бухгалтерские издержки;
6) приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать деятельность различных
финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской
7) Федерации в банковской системе РФ;
8) различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для
различных социальных групп;
9) выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
10)
определять причины безработицы, различать ее виды;
11) высказывать обоснованные суждения о направлениях
12)
государственной политики в области занятости;
13) объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности,
анализировать собственное потребительское
14)
поведение;
15) анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
16) приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
17) высказывать обоснованные
18)
суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую
19)
жизнь общества;
20) различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой
национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и сравнивать пути
21)
достижения экономического роста;
22) выделять критерии социальной стратификации;
23) анализировать социальную информацию из адаптированных
24)
источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
25) выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах
социальные роли юношества;
26) высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в
27)
условиях современного рынка труда;

28) выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
29) конкретизировать примерами виды социальных норм;
30)
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,различать санкции социального
контроля;
31) различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося
32)
поведения для человека и общества;
33) определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения
социальных норм;
34) различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
35) выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
36) характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
37) характеризовать социальные институты семьи и брака;
38) раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
39) характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
40) высказывать обоснованные
41)
суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
42) формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность
свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
43) осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
44)
информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные
45)
задачи;
46) оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности;
47)
- выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
48) различать политическую власть и другие виды власти;
49) устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
50)
деятельности;
51) высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
52)
раскрывать роль и функции политической системы;

53) характеризовать государство как центральный институт политической системы;
54) различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в
общественном развитии;
55) обобщать и систематизировать
56)
информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
57) характеризовать демократическую избирательную систему;
58)
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
59) устанавливать взаимосвязь правового государства и
60)
гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
61) определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
62) конкретизировать примерами роль политической идеологии;
63) раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
64) формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном
обществе;
65) оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
66) иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
67) различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать
обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Ученик получит возможность научиться:
1) выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
2) выявлять противоречия рынка; раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; раскрывать
возможности финансирования малых и крупных фирм;
3) обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
4) различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
5) определять практическое назначение основных функций менеджмента;
6) определять место маркетинга в деятельности организации;
7) применять полученные знания для выполнения социальных ролей

8) работника и производителя;
9) оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
10) раскрывать фазы экономического цикла;
11) высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные
стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
12) давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
13) извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического
развития, экономического развития России;
14) выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
15) высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в современных условиях;
16) анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
17) выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
18) толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и
религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
19) находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном
обществе;
20) выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи
населения в Российской Федерации, давать им оценку;
21) выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения,
22)
объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
23) анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России;
24)
- находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
25)
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
26) выделять основные этапы избирательной кампании;
27) в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Дата план.

1

Экономическая жизнь общества
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни.

Количество
часов
26
1

2

Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.

1

6. 09

3

Что изучает экономическая наука.

1

9.09

4

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП

1

13.09

5

Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы и темпы
экономического роста.

1

16.09

6

Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития
экономики.

1

20.09

7

Рынок в жизни общества. Рыночная экономика.

1

23.09

2. 09

Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения.
8

Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.

1

27.09

9

Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль.

1

30.09

10

Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые
предприятием. Основные принципы менеджмента.

1

4.10

Дата факт.

11

Правовые основы предпринимательской деятельности.

1

7.10

12

Фондовый рынок, его инструменты и участники

1

11.10

13

Источники финансирования бизнеса.

1

14.10

14

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

1

18.10

15

Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты.
Какой инструмент регулирования экономики выбрать.

1

21.10

16

Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства? Тенденции
экономического развития России.

1

25.10

17

Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики государства.
Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику.

1

8.11

18

Бюджетная политика. Инфляция: виды, причины и последствия.

1

11.11

19

Рынок труда. Причины и виды безработицы.

1

15.11

20

Государственная политика в области занятости.

1

18.11

21

Что такое мировая экономика. Международная торговля.

1

22.11

22

Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического
развития.

1

25.11

23

Экономическая культура: сущность и структура.

1

29.11

24

Рациональное поведение участников экономической деятельности.

1

2.12

25

Повторительно-обобщающий урок по теме I «Экономическая жизнь общества».

1

6.12

26

Контрольная работа «Экономическая жизнь общества».

1

9.12

27

Социальная сфера
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная
стратификация.

17
1

13.12

28

Социальная мобильность. Социальные интересы.

1

16.12

29

Социальные нормы. Социальный контроль.

1

20.12

30

Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.

1

23.12

31

Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый
народ.

1

27.12

32

Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

1

10.01

33

Пути межнационального сближения. Национальная политика в России.

1

12.01

34

Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе.

1

17.01

35

Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём.

1

20.01

36

Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация.

1

24.01

37

Гендерные отношения в современном обществе.

1

27.01

38

Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском
возрасте.

1

31.01
3.02

39

Молодёжная субкультура.

1

7.02

40

Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России.

1

10.02

41

Рождаемость и смертность.

1

14.02

42
43

Миграция.
Контрольная работа «Социальная сфера»

1
1

17.02
21.02

Политическая жизнь общества

23

44

Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические
институты.

1

24.02

45

Политические отношения. Политическая власть.

1

28.02

46

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе.
Политический режим.

1

3.03

47

Демократические перемены в России.

1

7.03

48

Сущность правового государства. Гражданское общество.

1

10.03

49

Местное самоуправление.

1

14.03

50

Избирательные системы. Типы избирательных систем.

1

17.03

51

Избирательная кампания.

1

21.03

52

Понятия политической партии и движения. Классификация общественнополитических движений.

1

4.04

53

Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.

1

7.04

54

Политическая элита. Политическое лидерство.

1

11.04

55

Роль политического лидера. Типы лидерства.

1

14.04

56

Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни.

1

18.04

57

1

21.04

58

Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое
сознание.
Контрольный тест на промежуточной аттестации

1

25.04

59

Многообразие форм политического поведения.

1

28.04

60

Политический терроризм. Регулирование политического поведения.

1

2.05

61

Сущность и этапы политического процесса.

1

5.05

62

Политическое участие.

1

12.05

63

Политическая культура.

1

16.05

64

Особенности политического процесса в современной России.

1

19.05

65

Повторительно-обобщающий «Политическая жизнь общества».

1

23.05

66

Контрольная работа «Политическая жизнь общества».

1

16.05

Заключение

2

67

Взгляд в будущее.

1

19.05

68

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

1

23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».