история 7-9 кл аннотация

Аннотация к рабочей программе по история
7-9 класс, 2023-2024 учебный год
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«История», устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину
жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде
от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позициипо отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются
Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273
«Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
—формирование у молодого поколения ориентиров для
гражданской,
этнонациональной, социальной,
культурной
самоидентификации в окружающем мире;
—овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе;
—воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми инародами, в духе демократических
ценностей современного общества;
—развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
—формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной
и внешкольной деятельности, в современном
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих

качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические
факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать
причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических
событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и
обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.)
– извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том
числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои
действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую
работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:



называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические
рамки;



локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI–XVII
вв.; определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
 устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их
принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
 использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей
истории XVI–XVII вв.;
 устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и
особенностями ее экономического, социального и политического развития.
4. Работа с историческими источниками:
 различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные
и др.);
 характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его
информационную ценность;
 проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных
памятниках эпохи;
 сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
 рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., их
участниках;
 составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей
истории XVI–XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
 рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее
Новое время;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития
России и других стран в XVI–XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в
духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI–XVII вв. в европейских странах;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей
истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и
следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей
истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты
сходства и различия.
 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
 излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются
отдельные
мнения;



выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI–XVII вв. с учетом
обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:
 раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени,
как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы
общественных ценностей;
 объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI–XVII вв. для
времени, когда они появились, и для современного общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (в том
числе на региональном материале).
8 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:



называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять
их принадлежность к историческому периоду, этапу;
 устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XVIII в.;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к
историческим процессам и др.); составлять систематические таблицы, схемы.
3. Работа с исторической картой:
 выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных
социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей
истории XVIII в.
4. Работа с историческими источниками:
 различать источники официального и личного происхождения, публицистические
произведения (называть их основные виды, информационные особенности);
 объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и
всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и
вещественных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
 рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., их
участниках;
 составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и
всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и дополнительных материалов;
 составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в
XVIII в.;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи (в виде сообщения, аннотации).
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития
России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах
жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г)
абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.; ж)
внешней политики Российской империи в системе международных отношений
рассматриваемого
периода;



объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей
истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории
XVIII в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б)
систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких
текстах;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей
истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять
черты сходства и различия.
 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
 анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей
истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы,
оценивать степень их убедительности);
 различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для
данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
 раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские
влияния и национальные традиции, показывать на примерах;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на
региональном материале).
9 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:



называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной
и всеобщей истории XIX – начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых
событий и процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала
XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку
(хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и
др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы» названы события и процессы
Новейшей истории: Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная
война (1941—1945 гг.), распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг.,
воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа
с
исторической
картой:



выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных
социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер
жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
 представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности
таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика,
программы политических партий, статистические данные;
 определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность
источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и
всеобщей истории XIX – начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных
источников;
 различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории
XIX – начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме
короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX – начала XX в. с
описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
 составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в
XIX – начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого
периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных
приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития
России и других стран в XIX – начале XX в.; б) процессов модернизации в мире и России; в)
масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г)
международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей
истории; соотносить общие понятия и факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX
– начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях
событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в
нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам
причин и следствий исторических событий;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б)
выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций
в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX - начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым
событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., объяснять, что могло лежать в их
основе;



оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и
аргументировать свое мнение;
 объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на
примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
 распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники
материальной и художественной культуры XIX – начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось
их значение для времени их создания и для современного общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX – начала ХХ в. (в
том числе на региональном материале);
 объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для России, других стран
мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в
общественных обсуждениях.
 осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных учебных и
жизненных ситуациях с использованием исторического материала о событиях и процессах
истории России XX – начала ХХI вв.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 7-9 классах отводится по 68 часов (2 часа в неделю)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.
Торкунова и предметную линию учебников А.А. Вигасина–О.С. Сороко–Цюпы. Данные
линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф
«Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 21.09.2022 № 858):
―Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. Под
редакцией А. А. Искендерова. 7 класс.–М. «Просвещение»
―Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. Под
редакцией А. А. Искендерова. 8 класс.–М. «Просвещение»
―Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени.
1800–1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 9 класс.–М. «Просвещение»
― История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова
А.В.–М. «Просвещение»
― История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова
А.В.–М. «Просвещение»
― История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред.
Торкунова А.В.- М. «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/3/7/ Российская электронная школа
https://www.countries.ru/libray/newtime/humanism.htm - Найдороф
М. И. Культура гуманизма эпохи нового времени
http://geo-tour/Interesting/g.open.htm - Великие географические открытия ( с картами экспедиций).
http://historia.ru/biblio/subotin_intro.htm - Субботина В. А. Великие открытия
https://resh.edu.ru/subject/3/7/ - Российская электронная школа
http://jamato.ru - История Японии
http://сoollib.cjm/b/b252247/read - Тарновский В. Самураи. Рыцари. Дальнего Востока
http://history-library.com – Библиотека книг по истории
http://history.ru/bopoks/c0017_1.shtml - Книга по истории Европы
http://rulers.narod.ru - Всемирная история в лицах
https://www.rentnsans.narod.ru Эпоха Возрождения
https://www.2uk.ru/histori - История Англии

https://resh.edu.ru/subject/3/7/ - Российская электронная школа
http://history-library.com – Библиотека книг по истории
http://history.ru/bopoks/c0017_1.shtml - Книга по истории Европы
http://rulers.narod.ru - Всемирная история в лицах
http://www.istorya.ru/hro nos.php История Отечества с древнейших времен до наших дней
http://www.worldhist.ru Российский электронный журнал «Мир истории»
https://resh.edu.ru/subject/3/7/ - Российская электронная школа
http://pish.ru/application/ - Преподавание истории в школе (Электронное приложение)
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - Библиотека электронных ресурсов Исторического
факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
http://www.praviteli.org Династия Романовых
http://www.historyru.com История России с древнейших времен до 1917 года: электронное учебное
пособие
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/subject/3/7/ - Российская электронная школа
http://www.bibliotekar.ru/rusKluch Русская история, искусство, культура

http://www.worldhist.ru Российский электронный журнал «Мир истории»
http://pish.ru/application/ Преподавание истории в школе (Электронное приложение)
http://www.temples.ru/ - проект «Храм« России»
https://resh.edu.ru/subject/3/7/ - Российская электронная школа
http://alpin.temator.ru/cont/1964/1.html Вольтер и философия французского
просвещения
http://www.countries.ru/library/ntwtime/humanism.htm Культура Нового времени
http://www.diphis.ru/ История дипломатии
https://resh.edu.ru/subject/3/8/ Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/3/8/ Российская электронная школа
http://geo-tour/Interesting/g.open.htm - Великие географические открытия ( с картами
экспедиций).

http://china.kulichki/history/Vasilev/011.shtmi
Традиционный китай
http://historic.ru/books/item/f00/s0000029/st025.shtml Империя Великих Моголов
http://www.diphis.ru/ История дипломатии
https://resh.edu.ru/subject/3/8/ Российская электронная шко


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».