КТП 10 класс география

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
(с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г.
№ 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки,
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них
изменений».
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).
5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
6. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г.
№ 459, от 29.12.2016 г. № 1677).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015
(с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
9. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 10.11.2011 г.
№ 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г. № 69, от 23.06.2015 г. № 609) «Об утверждении
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования».
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
11. Конституция Республики Башкортостан.
2

12. Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 696-з (ред. от 18.09.2015) «Об образовании
в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием — Курултаем Республики
Башкортостан 27.06.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
13. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г.
№ УП-730.
14. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З
от 15 февраля 1999 года.
15. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях».
16. Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29.04.2015 г. № 905
«О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан».
17. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/
18. Примерный учебный план основного общего образования
https://education.bashkortostan.ru/upload/iblock/5c7/uchebn-plan.pdf
19. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы — образовательные программы основного общего и среднего общего образования
https://education.bashkortostan.ru/upload/iblock/238/up13_14.pdf
20. Примерной образовательной программы основного общего образования, среднего общего образования по географии, рекомендованной к использованию Министерством образования и
науки РФ.
21. Локальные акты школы.
22. Устав МОБУ СОШ д.Яныбаево МР Зианчуринскийрайон РБ.
23. Программа развития МОБУ СОШ д.Яныбаево МР Зианчуринскийрайон РБ.
24. Основные образовательных программы ООО, СОО МОБУ СОШ д.Яныбаево МР Зианчуринский район РБ.
25. Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ д.Яныбаево (протокол № 1
от 29.08.2023 г.)
26. Протокол № 1 заседания ММО учителей географии, биологии, химии от 29 августа 2023 года.
3

27. Календарный учебный график на 2023-2024учебный год.
28. Федеральный перечень учебников географии, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 (в редакции приказа Минобрнауки России
от 8.06.2015 г. №576):
 Сборник нормативных документов «География» соответственно федеральному базисному
учебному плану (полного) общего образования по географии (базовый уровень) рекомендованной Министерством Образовании Российской Федерации. (X-XI классы). Сост.
Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007. В соответствии с методическими рекомендациями Максаковского В.П.
 География. 6-11 классы: развернутое тематическое планирование на основе программ основного и среднего общего образования и авторской программы под ред. И.В. Душиной в
соотвествии с линией учебников под ред. В.П. Дронова и учебником В.П. Максаковского /
авт.-сост. Н.В. Болотникова, В.П. Комарова.- Изд. 2-е, доп.- Волгоград: Учитель, 2010.171 с.- ISBN 978-5-7057-2303-4
 Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира».- М.: Просвещение, 2012.- 397 с.
Цель курса «Экономическая и социальная география мира» завершение формирования у
учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес
к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено
на достижение следующих целей.
Задачи:
 дать систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях,
географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
 научить обучающихся сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
 сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира,
его регионов и крупнейших стран;
 воспитать патриотизм, толерантность, уважение к другим народам и культурам,
бережное отношение к окружающей среде;
 научить находить и использовать в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразные географические методы, знания и умения, а также географическую информацию,
включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета,
для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

4

 сформировать понимание географической специфики крупных регионов и стран мира
в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех
процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей
работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей
географии и комплексного географического страноведения.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися
при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Изучение «Экономическая и социальная география мира» осуществляется в 10 и 11 классах. В 10 классе — 68 часов (2 часа в неделю).
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного и итогового
контроля: зачеты, тестирования, проверочные работы, работы с контурными картами, итоговые
тестирования. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного
способа обучения. Для закрепления знаний используются уроки обобщения и коррекции знаний
изученного материала, практические работы.

5

Планируемые результаты обучения
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:







основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и
стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов,
их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее
роль в международном географическом разделении труда;
уметь:








определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:






выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших
социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

6































Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам РБ разного содержания и по географическому атласу РБ;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач.
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения России и Республики Башкортостан;
использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и
явлениями для объяснения их географических различий;
проводить расчѐты демографических показателей;
проводить расчѐты демографических показателей на примере Республики Башкортостан;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения РБ с показателями других субъектов России;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве;
оценивать место и роль Башкортостана в России и в мировом хозяйстве.
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории страны;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории РБ;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства РБ;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей
экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни.
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
7












создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о
населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества,
стран и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с
изучением населения.
выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития Башкортостана.
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы
об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

8

II. Содержание учебного предмета
10 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (2 часа)
Современные методы географических исследований. Источники географической информации. Сравнение качественных и количественных показателей, характеризующих географические, процессы и явления, по географическим картам и атласу Республики Башкортостан.
Общая характеристика мира (58 часов)
Современная политическая карта мира (8 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по
размерам территории, численности и особенностям населения, особенностям географического положения.
Урок-зачет: политическая карта мира. Международные отношения и политическая карта
мира. Геополитическое положение России в современном мире. Государственный строй стран мира. Политическая география.
Урок обобщения и коррекции знаний изученного материала по теме: «Современная
политическая карта мира».
Практическая работа № 1: «Типы стран современного мира».
Практическая работа № 2: «Характеристика политико-географического положения
страны».
Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды (12 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Виды природных ресурсов, их оценка. Минеральные и земельные ресурсы мира. Водные ресурсы суши. Проблемы и
пути решения. Биологические ресурсы. Проблемы и пути решения. Ресурсы Мирового океана,
климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Международный туризм. Загрязнение окружающей среды, проблемы бытовых отходов. Загрязнение окружающей среды, глобальное потепление климата. Географическое ресурсоведение и геоэкология.
Урок обобщения и коррекции знаний изученного материала по теме «Мировые природные
ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды»
Урок-практикум по определению ресурсообеспеченности стран.
Практическая работа № 3: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».
Практическая работа № 4: «Оценка обеспеченности пресной водой отдельных стран
или регионов мира».
Население мира (10 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Сравнение особенностей населения России и своего региона. Половой, возрастной и этнический состав
населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и
религиозные конфликты. Особенности воспроизводства населения мира. Структура населения.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Размещение и миграции населения. Основные мировые миграционные потоки населения. Расселение
населения. Городское население. Урбанизация как стихийный процесс. Сельское население мира.
Население и окружающая среда.
Практическая работа № 5: «Объяснение процессов воспроизводства населения в
двух регионах мира».
Практическая работа № 6: «Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения, расчет демографических показателей на примере
Башкортостана».
9

Практическая работа № 7: «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов
стран и регионов мира».
Итоговое тестирование по разделу: «Общая характеристика мира» (1 час)
Итоговое тестирование № 1 по разделу: «Общая характеристика мира».
Научно-техническая революция и мировое хозяйство (8 часов)
Научно-техническая революция: характерные черты и составные части. Наука. Научнотехническая революция. Техника и технология. Научно-техническая революция. Производство и
управление. Современное мировое хозяйство. Отраслевая структура мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил мира.
Урок обобщения и коррекции знаний изученного материала по теме «Научно-техническая
революция и мировое хозяйство».
География мирового хозяйства (20 часов)
Мировое хозяйство: отраслевая и территориальная структура, география важнейших отраслей. География мировой промышленности. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. Горнодобывающая промышленность мира.
Металлургия, машиностроение, химическая промышленность мира. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира. Промышленность и окружающая среда. Особенности мирового
сельского хозяйства и рыболовства. «Зеленая революция», проблемы и достижения. География
растениеводства. География животноводства. Сельское хозяйство и окружающая среда. География
транспорта мира. Мировой сухопутный транспорт и перспективы отрасли. Водный транспорт,
проблемы и перспективы отрасли. Воздушный транспорт и перспективы отрасли. Транспорт и
окружающая среда. Международная специализация и кооперирование. Вольное экономическое
общество (ВЭО). Особенность географии современных экономических связей стран мира.
Урок обобщения и коррекции знаний изученного материала по теме «География мирового
хозяйства».
Практическая работа № 8: «Составление сравнительной оценки ТЭК стран и регионов мира».
Практическая работа № 9: «Построение картосхемы размещения основных районов
металлургического комплекса».
Практическая работа № 10: «Обозначение на контурной карте районов распространения важнейших сельскохозяйственных культур».
Практическая работа № 11: «Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию ВЭО».
Глобальные проблемы человечества (3 урока)
Глобальные проблемы человечества: проблема войны и мира, проблема терроризма, недооценка глобальных угроз, проблема «Север-Юг», проблема здоровья и долголетия, продовольственная проблема, энергетическая и сырьевая проблема, демографическая проблема, экологические проблемы, проблема Мирового океана.
Практическая работа № 12: «Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества (по выбору)».
Россия в современном мире (2 урока)
Россия в современном мире. Россия на политической карте мира. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Внешнеэкономические связи Республики Башкортостан.
Итоговое тестирование по курсу:
«Экономическая и социальная география мира» (1 час).
Резерв (1 час)
10

Перечень обязательной географической номенклатуры
10 класс
Государства и их столицы
Европа: Россия (Москва), Франция (Париж), Великобритания (Лондон), Италия (Рим), Германия (Берлин), Исландия (Рейкъявик), Швеция (Стокгольм), Норвегия (Осло), Финляндия (Хельсинки), Дания (Копенгаген), Нидерланды (Амстердам), Бельгия (Брюссель), Швейцария (Берн),
Австрия (Вена), Польша (Варшава), Чехия (Прага), Болгария (София), Венгрия (Будапешт), Румыния (Бухарест), Югославия (Белград), Словакия (Братислава), Словения (Любляна), Хорватия (Загреб), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон), Греция (Афины), Люксембург, Монако, Ватикан.
Азия: Турция (Анкара), Иордания, Сирия (Дамаск), Израиль (Иерусалим), Япония (Токио),
Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Йемен, Ирак (Багдад), Иран (Тегеран), Афганистан (Кабул), Пакистан (Исламабад), Индия (Дели), Непал, Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия (Джакарта), Мьянма,
Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Корея (Сеул), Китай (Пекин), Монголия.
Америка: Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико), Куба (Гавана), Венесуэла,
Аргентина (Буэнос-Айрес), Чили (Сантьяго), Перу (Лима), Никарагуа, Панама, Ямайка, Колумбия,
Уругвай, Боливия. Эквадор.
Африка: Ливия, Тунис, Марокко, Алжир (Алжир), Египет(Каир), Эфиопия (Адисс-Абеба),
Нигерия (Абуджа), Нигер, Чад, Танзания, Ботсвана, Камерун, Кот-д‘Ивуар, Гана, Сомали, Конго
(Киншаса), Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР (Претория), Зимбабве, Мадагаскар.
Австралия и Океания: Австралийский Союз (Канберра), Новая Зеландия, Папуа - Новая
Гвинея.
Крупнейшие города и мегалополисы:
Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, СанФранциско, Филадельфия, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир,
Лондон, Москва, Париж, Берлин, Рурштат, Йоханнесбург.
Промышленные районы:
Силиконовая долина, Детройт, Черная Англия, Северный Рейн-Вестфалия, Эльзас, Лотарингия, Витватерсранд, Медный пояс,
Месторождения полезных ископаемых:
Нефть и газ: Персидский залив, Мексиканский залив, Западная Сибирь, Северное море, Дацинский бассейн.
Уголь: Рурский бассейн, Силезский бассейн, Фушунь, Фусинь, Пенсильванский бассейн.
Железная руда: Хаммерсли (Австралия), Каражас (Бразилия), Кируна (Швеция), Симен
(ЮАР), Лотарингия (Франция).
Цветные металлы: Чукикамата (Чили), Западное (Канада), Окип (ЮАР), Западная Австралия, Калифорнийское (Мексика).

11

Тематическое планирование
по географии в 10 классе
2023-2024 учебный год
(68 часов, 2 часа в неделю)

№
раздела

Наименование разделов

Количество
часов

Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации

2

Общая характеристика мира

58

Современная политическая карта мира

8

Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей
среды

12

Население мира

10

Итоговое тестирование по разделу: «Общая характеристика
мира»

1

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

8

География мирового хозяйства

20

II

Глобальные проблемы человечества

3

III

Россия в современном мире

2

Итоговое тестирование по курсу: «Экономическая и социальная география мира»

1

Резерв

1

ИТОГО

68

I

12

III. Календарно-тематическое планирование
по географии в 10 классе
2023-2024 учебный год
(68 часов, 2 часа в неделю)

№

Количество
часов

Тема урока

Дата
план

факт

Введение. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (2 часа)
1

Современные методы географических исследований.
Источники географической информации

1

4.09.23

2

Сравнение качественных и количественных показателей,
характеризующих географические, процессы и явления, по
географическим картам и атласу Республики Башкортостан

1

5.09

Общая характеристика мира (58 часов)
Современная политическая карта мира (8 часов)

3

Многообразие стран на политической карте мира.
Практическая работа № 1: «Типы стран современного мира»

1

131.09

4

Различия стран современного мира по размерам территории,
численности и особенностям населения, особенностям географического положения

1

12.09

5

Урок-зачет: политическая карта мира

1

18.09

6

Международные отношения и политическая карта мира

1

19.09

7

Геополитическое положение России в современном мире

1

25.09

8

Государственный строй стран мира

1

26.09

9

Политическая география.
Практическая работа № 2: «Характеристика
географического положения страны»

1

2.10

1

3.10

10

политико-

Урок обобщения и коррекции знаний изученного материала
по теме: «Современная политическая карта мира»

Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды (12 часов)
11

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и
настоящем

1

9.10

12

Урок-практикум по определению ресурсообеспеченности
стран.
Практическая работа № 3: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»

1

10.10

13

Виды природных ресурсов, их оценка

1

16.10

14

Минеральные и земельные ресурсы мира

1

17.10

15

Водные ресурсы суши. Проблемы и пути решения.
Практическая работа № 4: «Оценка обеспеченности пресной водой отдельных стран или регионов мира»

1

23.10

13

16

Биологические ресурсы. Проблемы и пути решения

1

23.10

17

Ресурсы Мирового океана, климатические и космические
ресурсы

1

7.11

18

Рекреационные ресурсы. Международный туризм

1

13.11

19

Загрязнение окружающей среды, проблемы бытовых отходов

1

14.11

20

Загрязнение окружающей среды, глобальное потепление
климата

1

20.11

21

Географическое ресурсоведение и геоэкология

1

21.11

22

Урок обобщения и коррекции знаний изученного материала
по теме «Мировые природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды»

1

27.11

Население мира (10 часов)

23

Численность, динамика и размещение населения мира,
крупных регионов и стран. Сравнение особенностей населения России и своего региона

1

28.11

24

Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи

1

4.12

25

География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты

1

5.12

26

Особенности воспроизводства населения мира.
Практическая работа № 5: «Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира»

1

11.12

27

Структура населения.
Практическая работа № 6: «Сравнение
половозрастных
пирамид стран, различающихся типами воспроизводства
населения, расчет демографических показателей на примере
Башкортостана»

1

12.12

28

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения
крупных стран и регионов мира.
Практическая работа № 7: «Составление
сравнительной
оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

1

18.12

29

Размещение и миграции населения.
Основные мировые миграционные потоки населения

1

19.12

30

Расселение населения. Городское население. Урбанизация
как стихийный процесс

1

25.12

31

Сельское население мира

1

26.12

32

Население и окружающая среда

1

9.01

Итоговое тестирование по разделу: «Общая характеристика мира» (1 час)
33

Итоговое тестирование № 1 по разделу: «Общая характеристика мира»

1

15.01

14

Научно-техническая революция и мировое хозяйство (8 часов)

34

Научно-техническая революция: характерные черты и составные части. Наука

1

16.01

35

Научно-техническая революция.
Техника и технология

1

22.01

36

Научно-техническая революция.
Производство и управление

1

23.01

37

Современное мировое хозяйство

1

29.01

38

Отраслевая структура мирового хозяйства

1

30.01

39

Территориальная структура мирового хозяйства

1

5.02

40

Факторы размещения производительных сил мира

1

6.02

41

Урок обобщения и коррекции знаний изученного материала
по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»

1

12.02

География мирового хозяйства (20 часов)

42

Мировое хозяйство: отраслевая и территориальная структура, география важнейших отраслей

1

13.02

43

География мировой промышленности.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Практическая работа № 8: «Составление
оценки ТЭК стран и регионов мира»

1

19.02

сравнительной

44

Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии

1

20.02

45

Горнодобывающая промышленность мира

1

26.02

46

Металлургия, машиностроение, химическая промышленность мира.
Практическая работа № 9: «Построение картосхемы размещения основных районов металлургического комплекса»

1

27.02

47

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира

1

4.03

48

Промышленность и окружающая среда

1

5.03

49

Особенности мирового сельского хозяйства и рыболовства

1

11.03

50

«Зеленая революция», проблемы и достижения

1

12.03

51

География растениеводства.
Практическая работа № 10: «Обозначение на контурной
карте районов распространения важнейших сельскохозяйственных культур»

1

25.03

52

География животноводства

1

26.03

53

Сельское хозяйство и окружающая среда

1

1.04

54

География транспорта мира

1

2.04

55

Мировой сухопутный транспорт и перспективы отрасли

1

8.04

56

Водный транспорт, проблемы и перспективы отрасли

1

9.04

57

Воздушный транспорт и перспективы отрасли

1

15.04
15

58

Транспорт и окружающая среда

1

16.04

59

Международная специализация и кооперирование.
Вольное экономическое общество (ВЭО).
Практическая работа № 11: «Анализ статистических и
картографических материалов, характеризующих географию ВЭО»

1

22.04

60

Особенность географии современных экономических связей
стран мира

1

22.04

61

Урок обобщения и коррекции знаний изученного материала
по теме «География мирового хозяйства»

1

6.05

Глобальные проблемы человечества (3 урока)
62

Глобальные проблемы человечества:
- проблема войны и мира;
- терроризма;
- недооценка глобальных угроз;
- проблема «Север-Юг»

1

7.05

63

Глобальные проблемы человечества:
- здоровья и долголетия;
- продовольственная проблема;
- энергетическая и сырьевая проблема;
- демографическая проблема

1

13.05

64

Глобальные проблемы человечества: экологические, Мирового океана.
Практическая работа № 12: «Разработка проекта решения
одной из глобальных проблем человечества (по выбору)»

1

14.05

Россия в современном мире (2 урока)
65

Россия в современном мире.
Россия на политической карте мира

1

20.05

66

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Внешнеэкономические связи Республики Башкортостан

1

20.05

Итоговое тестирование по курсу:
«Экономическая и социальная география мира» (1 час)
67

Итоговое тестирование № 2 по курсу: «Экономическая и
социальная география мира»

1

21.05

68

Резерв

1

21.05

16

Учебно-методический комплекс
1. Максаковский, В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира».- М.: Просвещение, 2020.- 397 с.
2. Сборник нормативных документов «География» соответственно федеральному базисному
учебному плану (полного) общего образования по географии (базовый уровень) рекомендованной Министерством Образовании Российской Федерации. (X-XI классы). Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007. В соответствии с методическими рекомендациями
Максаковского В.П.
3. География. Рабочая тетрадь. 10 класс. Максаковский В.П. 14-е изд.- М.: 2019.- 62 с.
4. Тесты по географии. 10 класс. К учебнику Максаковского В.П.- Баранчиков Е.В.- 3-е изд.,
стер.- М.: 2019.- 96 с.
5. География. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Максаковского В.П.- М.: 2019, 314 с.
6. Илькевич, Т.Н. Тесты: разноуровневые задания, 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2012.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.
Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2010.- 24 с.
8. Салимова М.Т., Тимербаева З.Ш. Геральдика Республики Башкортостан: Учебное пособие.Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012.- 96 с.
9. Энциклопедия Ермекеевский район. Республика Башкортостан.- Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Уфимский полиграфкомбинат, 2010.- 200 с.,
илл.- ISBN 878-5-85051-504-1
10. Интернет-ресурсы для выполнения общеобразовательной программы по географии, с учетом
регионального компонента по Республике Башкортостан:
 Википедия: https://ru.wikipedia.org/
o Википедия: Портал:Башкортостан: https://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Башкортостан
o Википедия: География Башкортостана:
https://ru.wikipedia.org/wiki/География_Башкортостана
 Портал Республика Башкортостан: https://www.bashkortostan.ru/
 Инфоурок: https://infourok.ru/
o Инфоурок: Видеоуроки: https://infourok.ru/videouroki
 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://открытыйурок.рф
 Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru
 Институт океанологии им. П.П. Ширшова: http://www.ocean.ru
 Видеохостинг YouTube: https://www.youtube.com
 Русское географическое общество: www.rgo.ru/
 Официальный информационный портал ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ru/
 Яндекс.ЕГЭ: http://ege.yandex.ru/geography/
 Погода.ру: http://www.pogoda.ru
 Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/
 GEO. Непознанный мир: Земля: http://www.geo.ru/
 Все флаги мира: http://www.flags.ru/
 AllEng – образовательные ресурсы Интернета: http://www.alleng.ru/edu/geogr.htm
17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоговое тестирование № 1 по экономической и социальной географии мира
10 класс
Вариант 1
1. Политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и
внешних делах:
А) унитарное;
Б) суверенное;
В) федеративное
2. Большее число стран мира относится:
А) к развивающимся;
Б) к экономически развитым;
В) к странам с переходной экономикой.
3. К экономически развитым странам относятся:
А) Германию и США;
Б) Германию, США, Австралию;
В) Германию, США, Австралию, Бразилию
4. В мировую десятку по показателю площади территории входят:
1) Бразилия и Индия
2) ЮАР и Саудовская Аравия
3) Китай и Мексика
4) США и Иран
5. Форма правления, при которой высшая законодательная власть в государстве принадлежит
парламенту, называется:
А) республика;
Б) монархия;
В) диктатура.
6. Установите соответствие:
Страны
1) Франция, Италия, Португалия;
2) Япония, Греция, Испания;
3) Великобритания, Нидерланды, Бельгия.

Форма правления
А) монархия;
Б) республика.

7. Большинство монархий на современной политической карте мира сосредоточено:
А) в Европе;
Б) в Африке;
В) в Латинской Америке.
8. Большинство стран мира на политической карте мира по форме правления относятся:
А) к монархиям;
Б) к республикам
18

9. К федеративным государствам относят:
А) Германия;
Б) Германия и Франция;
В) Германия, Франция, Украина.
10. Приведите по 2 примера государств в каждую группу:
А) не имеющие выход к морю;
Б) островные;
В) приморские.
11. Выберите примеры рационально использования природных ресурсов:
1) Повторное использование вторсырья;
2) Истребление растений и животных;
3) Создание культурных ландшафтов;
4) Охрана животных и растений;
5) Неумеренный выпас скота;
6) Создание заповедников;
7) Радиоактивное и тепловое загрязнение.
12. Распределите страны по группам согласно их уровню экономического развития:
Страны

Группы

1. Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания,
Исландия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия;

А) «Большая семерка» стран Запада

2. Австралия, Новая Зеландия, ЮАР;

Б) Внеевропейские развитые страны с высоким
уровнем развития

3. Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные
Арабские Эмираты, Ливия, Бруней;

В) Ключевые развивающиеся страны

4. Индия, Бразилия, Мексика, Китай;

Г) Новые индустриальные страны (НИС) «азиатские тигры»

5. США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада;
6. Аргентина, Уругвай, Венесуэла;

Д) Отстающие в своем развитии, с душевым
ВВП менее 1 тыс. $ в год:

7. страны Африки, Азии, Латинской Америки;
8. Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Индонезия;
9. Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Россия, Украина.

13. Исчерпаемые ресурсы бывают:
А) возобновимые, невозобновимые;
Б) полезные, неполезные;
В) рудные, нерудные;
Г) минеральные, неминеральные.

19

14. К фундаментам и выступам древних платформ и складчатых областях сопутствуют
А) нерудные полезные ископаемые;
Б) рудные полезные ископаемые;
В) минеральные ресурсы;
Г) топливные полезные ископаемые.
15. Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования
А) ресурсообеспеченность;
Б) ресурсоисчерпание;
В) ресурсопотребление;
Г) ресурсопоглощение.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоговое тестирование № 1 по экономической и социальной географии мира
10 класс
Вариант 2
1. Основным критерием подразделения стран на экономически развитые и развивающиеся страны
служит:
А) уровень безработицы;
Б) ВВП;
В) уровень образования населения;
Г) естественный прирост населения.
2. Большее число стран мира относится:
А) к экономически развитым;
Б) к развивающимся;
В) к странам с переходной экономикой.
3. К абсолютным монархиям относятся:
А) Саудовская Аравия;
Б) Саудовская Аравия, Таиланд;
В) Саудовская Аравия, Таиланд и Марокко.
4. В мировую десятку по численности населения входят:
1) Пакистан и Индонезия;
2) Аргентина и США;
3) Канада и Индия;
4) Япония и Австралия.
5. Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по
наследству, называется:
А) республика;
Б) монархия;
В) диктатура;
Г) протекторат.
6. Установите соответствие:
Страны
1) Испания, Япония, Бельгия;
2) Марокко, Франция, Непал;
3) Гвинея, Либерия, Турция.

Форма правления
А) монархия;
Б) республика.

7. Большинство новых индустриальных стран на современной политической карте мира сосредоточено:
А) в Южной Америке;
Б) в Юго-Восточной Азии;
В) в Западной Азии.
21

8. Если высшая законодательная власть в государстве принадлежит выборному органу страны, то
такая форма правления называется:
А) монархия;
Б) республика;
В) доминион.
9. К унитарным государствам относятся:
А) Италия;
Б) Италия и Бельгия;
В) Италия, Бельгия; Франция.
10. Приведите по 2 примера государств в каждую группу:
А) не имеющие выход к морю;
Б) полуостровные;
В) страны-архипелаги
11. Выберите примеры иррационально использования природных ресурсов:
1) Неумеренный выпас скота;
2) Охрана животных и растений;
3) Радиоактивное и тепловое загрязнение;
4) Истребление растений и животных;
5) Повторное использование вторсырья;
6) Создание заповедников;
7) Выброс отходов в реки и озера.

12. Распределите страны по группам согласно их уровню экономического развития:
Страны

Группы

1. Австралия, Новая Зеландия, ЮАР;

А) страны Западной Европы – ВВП на душу
населения высокий

2. Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Индонезия;;
3. Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные
Арабские Эмираты, Ливия, Бруней;
4. страны Африки, Азии, Латинской Америки;
5. Индия, Бразилия, Мексика, Китай;

Б) Страны с переходной экономикой
В) лидеры развивающегося мира, обладающие
большим природным, людским и экономическим потенциалом

6. Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Россия, Украина;

Г) Развивающиеся страны, имеющие душевой
показатель ВВП, превышающий 1-5 тыс.$

7. Япония, Великобритания, Италия, США,
ФРГ, Франция, Канада;

Д) Нефтеэкспортирующие страны

8. Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания,
Исландия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия;
9. Аргентина, Уругвай, Венесуэла.
22

13. Как называется совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса?
А) Мировой запас природных ресурсов;
Б) полезные ископаемые;
В) Природно-ресурсный потенциал.
14. Классы природных ресурсов:
А) обогащенные и необогащенные;
Б) потребляемые и возобновляемые;
В) исчерпаемые и неисчерпаемые;
Г) эффективные и неэффективные.
15. Чехлу древних платформ и их внутренним краевым прогибам сопутствуют:
А) нерудные полезные ископаемые;
Б) рудные полезные ископаемые;
В) минеральные ресурсы;
Г) топливные полезные ископаемые.

23

Ключ к итоговому тестированию №1 по экономической и социальной географии мира
10 класс
Ответы

№
вопроса

1 вариант

2 вариант

1

Б

Б

2

А

Б

3

Б

А

4

1

1

5

А

Б

6

А-3,
В-1

А-1,
В-3

7

А

Б

8

Б

Б

9

А

А

10

По 2 страны
А) не имеющие выход к морю;
Б) островные;
В) приморские.

11

1, 3, 4, 6

1, 3, 4, 7

12

А-5
Б-2
В-4
Г-8
Д-7

А-8
Б-6
В-5
Г-9
Д-3

13

А

В

14

Б

В

15

А

Г

По 2 страны
А) не имеющие выход к морю;
Б) полуостровные;
В) страны-архипелаги.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Итоговое тестирование № 2 по экономической и социальной географии мира
10 класс
Вариант 1
1. Выделите ответ, в котором верно указаны три крупнейшие по численности населения страны
мира:
А) Россия, Китай, США;
Б) Индия, Россия, ФРГ;
В) Китай, Индия, США;
Г) Китай, Бразилия, Канада.
2. Какое примерно количество стран в современном мире?
А) 100;
Б) 230;
В) 152;
Г) 270.
3. Какая из стран не входит в «большую восьмерку»?
А) США;
Б) Бразилия;
В) Канада;
Г) Италия.
4. Укажите государство республику:
А) Япония;
Б) Дания;
В) Германия;
Г) Испания.
5. Какая из перечисленных стран не является страной «переселенческого капитализма»:
А) Австралия;
Б) Израиль;
В) ЮАР;
Г) Аргентина;
6. Новыми индустриальными странами являются:
А) Китай, Монголия, Таиланд;
Б) Республика Корея, Сингапур, Тайвань;
В) Мексика, ЮАР, Индия;
Г) Египет, Бруней, Вьетнам.
7. Страна, имеющая только морские границы:
А) Афганистан;
Б) Куба;
В) Турция;
Г) Италия.

25

8. Федеративным государством не является:
А) США;
Б) Россия;
В) Индия;
Г) Япония.
9. Наибольшую протяженность с севера на юг имеет:
А) Перу;
Б) Чили;
В) Венесуэла;
Г) Боливия.
10. Назовите столицу Канады:
А) Монреаль;
Б) Оттава;
В) Торонто;
Г) Виннипег.
11. Главной «горячей точкой» мира является:
А) Европа;
Б) Южная Америка;
В) Ближний Восток;
Г) Австралия.
12. Какая из стран выделяется по добыче железной руды:
А) Бразилия;
Б) Великобритания;
В) Германия;
Г) Япония.
13. Какая из стран относится к крупнейшим экспортерам зерна?
А) Австрия;
Б) Монголия;
В) Канада;
Г) все три страны.
14. Какой регион занимает первое место по развитию туризма?
А) Западная Европа;
Б) Северная Америка;
В) Австралия;
Г) Латинская Америка.
15. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:
А) Персидского залива;
Б) Аравийского моря;
В) Балтийского моря;
Г) Бенгальского залива.
16. Город-центр нефтяной промышленности Башкортостана
А) Сибай;
Б) Туймазы;
В) Белорецк;
Г) Межгорье.
26

17. Какая отрасль хозяйства в Башкортостане была развита раньше всех
А) земледелие;
Б) животноводство;
В) цветная металлургия;
Г) мыловарение.
18. Какой город в Республике Башкортостан возник позже всех
А) Сибай;
Б) Уфа;
В) Ишимбай;
Г) Агидель.
19. Что производит Туймазинский завод технического углерода
А) сажу;
Б) полипропилен;
В) линолеум;
Г) каучук.
20. Единственное предприятие черной металлургии находится в
А) Уфе;
Б) Белорецке;
В) Баймаке;
Г) Нефтекамске.

27

Итоговое тестирование № 2 по экономической и социальной географии мира
10 класс
Вариант 2
1. Выделите ответ, в котором верно указаны три крупнейшие по площади страны мира:
А) Россия, Канада, Китай;
Б) Индия, Китай, ФРГ;
В) Китай, Индия, США;
Г) Австралия, Бразилия, Канада.
2. Какое примерно количество стран в современном мире?
А) 150
Б) 280
В) 170
Г) 230
3. Какая из стран не входит в «большую восьмерку»?
А) Аргентина;
Б) Япония;
В) Канада;
Г) Италия.
4. Укажите государство монархию:
А) Россия;
Б) Франция;
В) Польша;
г) Великобритания.
5. Какая из перечисленных стран не является страной СНГ?
А) Россия;
Б) Белоруссия;
В) Латвия;
Г) Казахстан.
6. Новыми индустриальными странами являются:
А) Китай, Монголия, Таиланд;
Б) Республика Корея, Сингапур, Тайвань;
В) Мексика, ЮАР, Индия;
Г) Египет, Бруней, Вьетнам.
7. Выберите страну, имеющую выход к морю:
А) Афганистан;
Б) Монголия;
В) Норвегия;
Г) Непал.
8. Унитарным государством является:
А) США;
Б) Россия;
В) Индия;
г) Япония.
28

9. Укажите самую северную столицу стран мира:
А) Вашингтон;
Б) Рейкьявик;
В) Лондон;
Г) Мадрид.
10. Назовите столицу США:
А) Нью-Йорк;
Б) Вашингтон;
В) Чикаго;
Г) Лос-Анджелес.
11. Главной «горячей точкой» мира является:
А) Европа;
Б) Южная Америка;
В) Ближний Восток;
Г) Австралия.
12. Какая из стран не входит в южный лесной пояс?
А) Бразилия;
Б) Нигерия;
В) Канада;
Г) Индонезия.
13. Какая из стран относится к крупнейшим экспортерам риса?
А) Франция;
Б) Китай;
В) Канада;
Г) все три страны.
14. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекает страна:
А) Конго;
Б) Франция;
В) Исландия
Г) Польша.
15. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:
А) Черного моря;
Б) Финского залива;
В) Персидского залива;
Г) Бенгальского залива.
16. В каком городе Республики Башкортостан расположено предприятие «Химпром»:
А) в Стерлитамаке;
Б) Уфе;
В) Мелеузе;
Г) Сибае.
17. Основной город экономического района Горный Башкортостан
А) Учалы;
Б) Агидель;
В) Кумертау;
Г) Белебей.
29

18. На каком озере Республики Башкортостан расположен крупнейший санаторий с лечебной
грязью
А) Мулдакуль;
Б) Асылыкуль;
В) Яктыкуль;
Г) Кандрыкуль.
19. В каком году в дер. Ишимбай была обнаружена нефть
А) 1956;
Б) 1938;
В) 1932;
Г) 1917.
20. По какой отрасли Республика Башкортостан идет впереди
А) нефтедобыче;
Б) нефтепереработке;
В) сельское хозяйство;
Г) легкая промышленность.

30

Ключ к итоговому тестированию №2 по экономической и социальной географии мира
10 класс

Ответы

№
вопроса

1 вариант

2 вариант

1

В

А

2

Б

Г

3

Б

А

4

В

Г

5

Г

В

6

Б

Б

7

Б

В

8

Г

Г

9

Б

Б

10

Б

Б

11

В

В

12

А

В

13

В

Б

14

А

Б

15

А

В

16

Б

Б

17

Б

А

18

Г

В

19

А

В

20

Б

Б

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».