рабочая программа 7-9кл по русско литературе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа д.Яныбаево муниципального района Зианчуринский
район Республики Башкортостан

Рассмотрено
Руководитель ШМО
Байбулатова Э.Г..
/_____________/
Протокол №1от
28.08.2023

Согласовано
Ермакова З.И
/__________/
от «_28___»___08__2023г.

Утверждено
Директор.
Ишмухаметова
Ф.А/__________/
Приказ № _166
от «_29__» 08.2023_.

12-02
Рабочая программа
по литературе для 7-9 классов
учителя высшей квалификационной категории
Байбулатовой Элизы Газизовны
на 2023-2025 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходи
мости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и

познавательных задач; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII
века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и
зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно- выразительных средств языка, понимание
их роли в раскрытии идейно- художественного содержания изведения
(элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно- выразительных языковых средств в
создании художественных образов литературных произведений.
5 класс
Личностные :
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Предметные:
Устное народное творчество
Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок ,
видеть черты национального характера своего народа в героях народных
сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных
и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные
для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и
различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой
выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Коммуникативные универсальные действия:
Ученик научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в
тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные универсальные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и
учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных
признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным
опытом.
6 класс
Личностные:
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей
русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Предметные:
Устное народное творчество
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные
для былин художественные приёмы;
Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой
выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу,
былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных
народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства
и различия).
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать
на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций
всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство).
Познавательные универсальные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в
учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных
признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с
учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об
изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

7 класс
Личностные:
Ученик научится:
- Понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Предметные:
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и
её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация,
мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов,
формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между
предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять
черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных
народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства
и различия).
Метапредметные:
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится:
- Умению контроля.
- Принятию решений в проблемных ситуациях.
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
(убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции.
- Осуществлению познавательной рефлексии.

Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится:
- Организовывать деловое сотрудничество.
- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями
речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- Вступать в диалог.
- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действий.
Познавательные универсальные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в
дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами,
приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую
тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения
учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из
сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,
медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

8 класс
Личностные:

Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Предметные:
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и
её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация,
мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов,
формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных
и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая
соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и
различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая
свой выбор;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом
возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений
целей в совместной деятельности.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая
электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –
тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе
распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных
задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных
задач.
9 класс
Личностные :
Ученик научится:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- Проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:
- Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества.
- Определять необходимость ответственности и долга перед Родиной.
- Понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к ней.

- Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать
ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам
своей семьи.
- Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия
народов России и мира, через творческую деятельность эстетического
характера.
Предметные :
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская
литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его
смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле
читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в
других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными
способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть
их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную
средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами
других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Основам прогонозирования.
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на
пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой
социализированной и внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:

- Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
- В совместной деятельности четко формулировать цели группы и
позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений
об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня
обобщения (например: предложение, главные члены предложения,
второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач;
Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных
задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
№ Раздел Количество часов
ы, темы
п
/
п
5 класс
6 класс
Авто Рабо Авто Рабо
рская чая
рская чая
прогр прогр прогр прогр
амма амма амма амма
Введен 1
1
1
1
ие
Устное 10
7
4
3
народн
ое
творчес
тво
Древне 2
2
2
2
русская
литерат
ура
Русская 2
2
1
1
литерат
ура

7 класс
Авто Рабо
рская чая
прогр прогр
амма амма
1
1

8 класс
Авто Рабо
рская чая
прогр прогр
амма амма
1
1

9 класс
Авто Рабо
рская чая
прогр прогр
амма амма
1
1

6

5

2

2

-

-

2

2

2

2

3

3

2

2

3

3

8

8

XVIII
века
Русская
литерат
ура
XIX
века.
Русская
литерат
ура XX
века.
Литера
тура
народо
в
России.
Зарубе
жная
литерат
ура.
Итогов
ый
контро
ль
Всего

43

43

51

50

28

27

36

36

55

53

30

30

28

28

22

22

19

18

30

29

-

-

2

2

1

1

-

-

-

-

15

15

12

12

6

6

5

5

6

6

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

105

102

105

102

70

68

70

68

105

102

7 класс
Раздел
1
2
3
4
5
6
7

Введение
Устное народное
творчество
Древнерусская
литература
Литература 18
века
Литература 19
века
Литература 20
века
Зарубежная
литература
Итого

Колич.
ч.
1
5

Развитие
речи

2

1

Контрольные Внеклассное
чтение

1
1

2
22

3

17

3

4
70

1

3
3

1

8 класс
Раздел
1
2
3
4
5
6
7

Введение
Устное народное
творчество
Древнерусская
литература
Литература 18
века
Литература 19
века
Литература 20
века
Зарубежная
литература
Итого

Колич.
ч.
1
2

Развитие
речи

2

1

Контрольные Внеклассное
чтение

1
1

3

1

19

5

3

1

14

4

2

1

7

1

1

70

9 класс
Раздел
1
2
3
4
5
6
7

Введение
Древнерусская
литература
Литература 18
века
Литература 19
века
Литература 20
века
Зарубежная
литература
Итоговый урок
Итого

Колич.
ч.
1
3

Развитие
речи
1

1

10

2

1

56

9

2

2

28

3

1

2

5

1

2
105

Контрольные Внеклассное
чтение

1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс

№

Название темы

Кол.часов Дата по
плану

п/п
Введение
•

Введение. Книга в жизни человека

1

Устное народное творчество6
2

Предания

1

3

Пословицы и поговорки

1

4

Былины и их исполнители. Былина «Вольга и
Микула Селянинович».

1

5

Былина «Садко».

1

6

Внеклассное чтение былина «Илья Муромец и
Соловей Разбойник»

1

7

«Калевала» - карело-финский мифологический
эпос.

1

8

Поэма «Песнь о Роланде» - вершина

1

Дата
факт.

французского эпоса.
9

Пословицы и поговорки

1

Из древнерусской литературы2
8

«Повесть временных лет».

1

Из похвалы князю Ярославу и книгам.
«Поучение» Владимира Мономаха.
9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

Из русской литературы XVIII века

2

10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого»,
«Ода на день восшествия…»

11

Г.Р. Державин «Река времен в своем
стремленьи..», «На птичку»
Из русской литературы XIX века27

12

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к
истории России. «Полтава».

1

13

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её
летописный источник

1

14

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена вЧудовом
монастыре. Образ летописца Пимена. Значение
труда летописца в истории культуры.

1

15

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»:
Изображение «маленького человека», его
положения в обществе.

1

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон
Вырину Минского»

1

17

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова».

1

18

Нравственный поединок Калашникова
сКирибеевичем и Иваном Грозным. Защита
человеческого достоинства и нравственных
идеалов.

1

19

М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и
природы. «Когда волнуется желтеющая нива...».
Мастерство поэта в создании художественных
образов. «Молитва», «Ангел».

1

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина
и М.Ю. Лермонтова

1

21

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая
основа повести.

1

22

Смысл противопоставления Остала и Андрия.
Патриотический пафос повести. Особенности
изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

23

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по
повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

24

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов
«Записки охотника» и их гуманистический пафос.
«Бирюк».

1

25

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский
язык». «Близнецы». «Два богача».

1

26

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские
женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие
понятия о поэме.

1

27

Урок внеклассного чтения. А. Некрасов.

1

« Размышления у парадного подъезда». Боль
поэта за судьбу народа.
28

А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические
баллады «Василий Шибанов» и «Михайло
Репнин».

1

29

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.
«Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть
о том, как один мужик двух генералов
прокормил».

1

30

Урок внеклассного чтения.М. Е. СалтыковЩедрин. «Дикий помещик». Подготовка к
домашнему сочинению

1

31

Контрольная работа по произведениям Н.В.
Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-

1

Щедрина
32

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство»
(главы). Автобиографический характер повести.

1

33

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство».
Его чувства, поступки и духовный мир.

1

34

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.

1

35

Средства создания комического в рассказе Чехова
«Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

1

36

Два лица России в рассказе А.П. Чехова
«Злоумышленник».

1

37

Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в
рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1

38

Стихи русских поэтов XIX века о родной
природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К.
Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А.
Бунин «Родина»

1

39

Р.Р. Сочинение-анализ стихотворения

1

Из русской литературы XX века21
40

И. А. Бунин Слово о писателе. «Цифры».
Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

41

Развитие речи. И. А. Бунин. «Лапти». Подготовка
к сочинению «Золотая пора детства»

1

42

М. Горький. Слово о писателе.
«Детство»(главы).Автобиографический характер
повести. Изображение «свинцовых мерзостей
жизни».

1

43

Обучение анализу эпизода из повести М.
Горького «Детство».

1

44

Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из
рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Романтический характер легенды.

1

45

Урок внеклассного чтения.
Рассказ «Челкаш»

1

М. Горький.

46

Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака».
Сострадание и бессердечие как критерии
нравственности человека.

47

В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное
1
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в
жизни человека и общества.

48

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к
лошадям». Два взгляда на мир.

1

49

А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги
главного героя.

1

50

Контрольная работа по творчеству писателей 20 в

1

51

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого
не будет в доме…». Своеобразие картин природы
в лирике Пастернака. Обучение анализу
стихотворения.

1

52

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...»,
«Июль — макушка лета...», «На дне моей
жизни...».Философские проблемы в лирике
Твардовского.

1

53

На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А.
1
Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского и
др.

54

Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом –
участником ВОВ. Интервью как жанр
публицистики.

1

55

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут
лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы рассказа.

1

56

Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы
рассказа. «Живое пламя».

1

57

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их
поступки.

1

58

Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы)

1

59

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда».
Смешное и грустное врассказах писателя.

1

1

60

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе,
восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф.
Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов).

1

61

Песни на слова русских поэтов XX века. А.
Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское
поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской
дороге…». Лирические размышления о жизни,
времени и вечности.

1

Из литературы народов России1
62

Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…»,
«Опять за спиною родная земля…»

1

Из зарубежной литературы5
63

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность».
Представления поэта о справедливости и
честности.

1

64

Дж.Г. Байрон. Слово о поэте «Душа моя
мрачна..»

1

65

Японские хокку. Особенности жанра.

1

66

О. Генри. Рассказ «Дары волхвов».

1

67

Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери
«Каникулы».

1

68

Литературный праздник «Путешествие по стране
Литературии 7 класса»

1

6970

Итоги учебного года. Задания на каникулы

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ урока

Тема урока

1

Великая сила литературы

Дата планир

Дата
фактич

2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

12

13

14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

Древнерусская литература 3ч
Древнерусская литература. История
1
открытия «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» - величайший
1
памятник древнерусской литературы.
Поэтические переложения «Слова о полку
1
Игореве». Р.Р.Сочинение
Русская литература 18 века 8ч
Литература 18 века. Классицизм в русском 1
и мировом искусстве.
Ода «На день восшествия…»- типичное
1
произведение в духе классицизма.
Новая эра русской поэзии. Творчество
1
Г.Р.Державина
Н.М.Карамзин - писатель и историк.
1
Понятие о сентиментализме.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
1
Главные герои – Лиза и Эраст
1
Социально – нравственный конфликт в
1
произведении Н.М.Карамзина «Бедная
Лиза»
Язык и стиль произведения Н.М.Карамзина 1
«Бедная Лиза»
Русская литература 19 века 60ч
«Золотой век» русской литературы. От
1
классицизма и сентиментализма к
романтизму.
Грибоедов: личность и судьба.
1
Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 4
1
действия.
Фамусов и фамусовское общество
1
Протест передовых людей 19 века против
1
реакционных политических и духовных
устоев крепостничества.
Критический этюд Гончарова «Миллион
1
терзаний» как основа изучения комедии.
Пушкин - гениальный русский
1
национальный поэт
Дружба и друзья в лирике Пушкина
1
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина
1
Любовная лирика А.С.Пушкина
1
«Цыганы» - одна из романтических поэм
1
Пушкина
«Евгений Онегин». Творческая история
1
романа.

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
50
51
52
53
54

55
56

Система образов романа «Евгений
Онегин». Сюжет.
«Онегинская» строфа
Татьяна – любимая героиня Пушкина
«Онегин – добрый мой приятель»
Лирические отступления в романе
«Евгений Онегин»
В.Г.Белинский «Сочинения Александра
Пушкина»
Развитие речи. Сочинение по творчеству
А. С. Пушкина
Очерк жизни и творчества
М.Ю.Лермонтова
Основные мотивы лирики Лермонтова
«Дума», «Как часто, пестрою толпою
окружен..» - мечта о новом человеке.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
В.ч. М.Ю.Лермонтов «Пророк»
«Герой нашего времени». Обзор
содержания.
Печорин – «младший» брат Онегина по
главе «Бэла»
Мои размышления. По главе «Максим
Максимыч»
Анализ эпизода по главе «Тамань»
В.Г.Белинский «Герой нашего времени»
Развитие речи. Сочинение по творчеству
М.Ю.Лермонтова
Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые
творческие успехи.
Цикл «Петербургские повести»
Образ маленького человека в повести
Н.В.Гоголя «Шинель»
«Мертвые души». История создания.
Смысл названия.
Образ Чичикова.
Образы помещиков.
Образы помещиков.
Народ в поэме.
Р.р. сочинение
Образ России в ее многообразии и
неповторимости в произведениях
Ф.И. Тютчева
В.ч. Ф.И.Тютчев «Вечер»
Тема Родины в творчестве А.К.Толстого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

57

58
59
60
61
62
63

64
65
66
67

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Этапы биографии и творчества
1
И.С.Тургенева. Творческая история и
своеобразие романа «Отцы и дети»
Базаров – нигилист.
1
Проблема отцов и детей в романе
1
И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Д.И.Писарев и А.И.Герцен об образе
1
Базарова.
Некрасов - народный поэт. Сочувствие
1
поэта обездоленным крестьянам.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»1
энциклопедия народной жизни
Крестьянские характеры в поэме
1
Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо»
Трехсложный размер стиха
1
Природа и человек в поэзии А.А.Фета
1
Жизнь и творчество ф.М.Достоевского
1
Мастерство психологической обрисовки
1
действующих лиц в романе
Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание»
Неизбежность наказания. По роману
1
«Преступление и наказание»
Толстой-романист. Роман «Война и мир»
1
«Война и мир»- роман- эпопея.
1
Салон Шерер
1
Главные герои романа «Война и мир».
1
Поиски смысла жизни.
Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказы. 1
Русская литература 20 века 25ч
Романтическая проза М.Горького в ранний 1
период творчества.
Рассказ «Макар Чудра»
1
Жизнь и творчество А.И.Куприна. Рассказ
1
«Олеся»
Нежная, великолепная любовь лесной
1
колдуньи в рассказе А.И.Куприна «Олеся»
Очерк жизни и творчества И.А.Бунина
1
Рассказы Бунина о любви.
1
Развитие речи
1
Любовная лирика А.А.Блока
1
Маяковский - поэт новатор
1
Сатирический талант Маяковского. Стихи
1
«О дряни»

84
85
86
87

88
89
90
91

92
93

94
95
96
97

98

99

100
101
102
103

104
105

Слово о Есенине. Тема любви в творчестве 1
поэта.
Краткие сведения о писателе
1
М.А.Булгакове . Повесть «Собачье сердце»
Острая сатира на действительность России 1
20-х годов в повести «Собачье сердце»
Слово о поэте А.А.Ахматовой.
1
Особенности поэтики стихотворений
Ахматовой.
Тема поэта и поэзии в творчестве
1
А.А.Ахматовой
Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака
1
Жизнь и творчество М.А.Шолохова
1
Трагизм людских судеб, искалеченных
1
войной в рассказе М.Шолохова «Судьба
человека»
Р.р.Сочинение по рассказу М.Шолохова
1
«Судьба человека»
Призыв автора к милосердию и
1
состраданию в рассказе В.Ф.Тендрякова
«Хлеб для собаки»
Жизнь и творчество А.И.Солженицына
1
Тема репрессий и ее художественное
1
раскрытие в коротком рассказе «Как жаль»
Творчество Е.А.Евтушенко
1
В.ч. «Поэт в России – больше, чем поэт» 1
авторское понимание роли поэта в
обществе.
Рубцов - поэт есенинской
1
проникновенности в тайны русской души и
природы
Уникальность личности и творческого
1
дарования Высоцкого – поэта песенника
Литература народов России 20 века 2ч
О суровом Севере и его людях в рассказах
1
Ю. С.Рытхэу
Тонкий лиризм поэзии М. Джалиля.
1
Зарубежная литература 3ч
«Божественная комедия» - великое
1
творение Данте.
Вопросы о смысле бытия в произведении
1
Уильяма Шекспира «Гамлет, принц
датский»
«Фауст» - великое произведение мировой
1
литературы
Итоговый урок по литературе
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».