Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Яныбаево муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан Рассмотрено Руководитель ШМО Байбулатова Э.Г.. /_____________/ Протокол №1от 28.08.2023 Согласовано Ермакова З.И /__________/ от «_28___»___08__2023г. Утверждено Директор. Ишмухаметова Ф.А/__________/ Приказ № _166 от «_29__» 08.2023_. 12-02 Рабочая программа по литературе для 7-9 классов учителя высшей квалификационной категории Байбулатовой Элизы Газизовны на 2023-2025 г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи мости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 5 класс Личностные : Ученик научится: - Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству. - Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны. - Различать основные нравственно-эстетические понятия. - Выражать положительное отношение к процессу познания. Ученик получит возможность научиться: - Уважительно относиться к родной литературе. - Оценивать свои и чужие поступки. Предметные: Устное народное творчество Ученик научится: - видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; - выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки. Ученик получит возможность научиться: - сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; - сочинять сказку (в том числе и по пословице). Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - Удерживать цель деятельности до получения её результата. - Анализу достижения цели. Ученик получит возможность научиться: - Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи. Коммуникативные универсальные действия: Ученик научится: - Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Ученик получит возможность научиться: - Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей. - Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные универсальные действия: Ученик научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Ученик получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 6 класс Личностные: Ученик научится: - Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. - Оценивать свои и чужие поступки. - Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Ученик получит возможность научиться: - Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Предметные: Устное народное творчество Ученик научится: - видеть черты русского национального характера в героях русских былин; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы; Ученик получит возможность научиться: - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; - сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; - устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - Планированию пути достижения цели. - Установлению целевых приоритетов. - Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Ученик получит возможность научиться: - Учитывать условия выполнения учебной задачи. - Выделять альтернативные способы достижения цели. - Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Коммуникативные универсальные действия Ученик научится: - Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения. - Аргументировать свою точку зрения. - Задавать вопросы. - Осуществлять контроль. - Составлять план текста. Ученик получит возможность научиться: - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Познавательные универсальные действия Ученик научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик получит возможность научиться: - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). 7 класс Личностные: Ученик научится: - Понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Ученик получит возможность научиться: - Осознавать эстетическую ценность русской литературы. - Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Предметные: Устное народное творчество Ученик научится: - осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; - видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями. Ученик получит возможность научиться: - сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; - устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Метапредметные: Регулятивные универсальные действия Ученик научится: - Умению контроля. - Принятию решений в проблемных ситуациях. - Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно). Ученик получит возможность научиться: - Основам саморегуляции. - Осуществлению познавательной рефлексии. Коммуникативные универсальные действия Ученик научится: - Организовывать деловое сотрудничество. - Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера. - Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: - Вступать в диалог. - В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий. Познавательные универсальные действия Ученик научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему; - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении). 8 класс Личностные: Ученик научится: - Осознавать эстетическую ценность русской литературы. - Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Ученик получит возможность научиться: - Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Предметные: Устное народное творчество Ученик научится: - осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; Ученик получит возможность научиться: - сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор; Метапредметные: Регулятивные универсальные действия Ученик научится: - Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции. - Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Ученик получит возможность научиться: - Адекватной оценке трудностей. - Адекватной оценке своих возможностей. Коммуникативные универсальные действия Ученик научится: - Работать в группе. - Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. Ученик получит возможность научиться: - Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности. - Осуществлять коммуникативную рефлексию. Познавательные универсальные действия Ученик научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, - устанавливать аналогии. Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. 9 класс Личностные : Ученик научится: - Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. - Проявлять готовность к самообразованию. Ученик получит возможность научиться: - Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества. - Определять необходимость ответственности и долга перед Родиной. - Понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней. - Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи. - Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера. Предметные : Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература Ученик научится: - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Ученик получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - Основам прогонозирования. Ученик получит возможность научиться: - Основам саморегуляции эмоциональных состояний. - Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - Отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи. Ученик получит возможность научиться: - Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. - В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач; Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ № Раздел Количество часов ы, темы п / п 5 класс 6 класс Авто Рабо Авто Рабо рская чая рская чая прогр прогр прогр прогр амма амма амма амма Введен 1 1 1 1 ие Устное 10 7 4 3 народн ое творчес тво Древне 2 2 2 2 русская литерат ура Русская 2 2 1 1 литерат ура 7 класс Авто Рабо рская чая прогр прогр амма амма 1 1 8 класс Авто Рабо рская чая прогр прогр амма амма 1 1 9 класс Авто Рабо рская чая прогр прогр амма амма 1 1 6 5 2 2 - - 2 2 2 2 3 3 2 2 3 3 8 8 XVIII века Русская литерат ура XIX века. Русская литерат ура XX века. Литера тура народо в России. Зарубе жная литерат ура. Итогов ый контро ль Всего 43 43 51 50 28 27 36 36 55 53 30 30 28 28 22 22 19 18 30 29 - - 2 2 1 1 - - - - 15 15 12 12 6 6 5 5 6 6 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 105 102 105 102 70 68 70 68 105 102 7 класс Раздел 1 2 3 4 5 6 7 Введение Устное народное творчество Древнерусская литература Литература 18 века Литература 19 века Литература 20 века Зарубежная литература Итого Колич. ч. 1 5 Развитие речи 2 1 Контрольные Внеклассное чтение 1 1 2 22 3 17 3 4 70 1 3 3 1 8 класс Раздел 1 2 3 4 5 6 7 Введение Устное народное творчество Древнерусская литература Литература 18 века Литература 19 века Литература 20 века Зарубежная литература Итого Колич. ч. 1 2 Развитие речи 2 1 Контрольные Внеклассное чтение 1 1 3 1 19 5 3 1 14 4 2 1 7 1 1 70 9 класс Раздел 1 2 3 4 5 6 7 Введение Древнерусская литература Литература 18 века Литература 19 века Литература 20 века Зарубежная литература Итоговый урок Итого Колич. ч. 1 3 Развитие речи 1 1 10 2 1 56 9 2 2 28 3 1 2 5 1 2 105 Контрольные Внеклассное чтение 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № Название темы Кол.часов Дата по плану п/п Введение • Введение. Книга в жизни человека 1 Устное народное творчество6 2 Предания 1 3 Пословицы и поговорки 1 4 Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович». 1 5 Былина «Садко». 1 6 Внеклассное чтение былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» 1 7 «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. 1 8 Поэма «Песнь о Роланде» - вершина 1 Дата факт. французского эпоса. 9 Пословицы и поговорки 1 Из древнерусской литературы2 8 «Повесть временных лет». 1 Из похвалы князю Ярославу и книгам. «Поучение» Владимира Мономаха. 9 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 1 Из русской литературы XVIII века 2 10 М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» 11 Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку» Из русской литературы XIX века27 12 А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». 1 13 А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник 1 14 А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. 1 15 А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в обществе. 1 16 Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского» 1 17 М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 1 18 Нравственный поединок Калашникова сКирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. 1 19 М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Мастерство поэта в создании художественных образов. «Молитва», «Ангел». 1 20 Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 1 21 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. 1 22 Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. 1 23 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 1 24 И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк». 1 25 И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». 1 26 Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. 1 27 Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. 1 « Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 28 А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». 1 29 М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 1 30 Урок внеклассного чтения.М. Е. СалтыковЩедрин. «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению 1 31 Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова- 1 Щедрина 32 Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. 1 33 Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. 1 34 А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. 1 35 Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. 1 36 Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». 1 37 Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. 1 38 Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина» 1 39 Р.Р. Сочинение-анализ стихотворения 1 Из русской литературы XX века21 40 И. А. Бунин Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. 1 41 Развитие речи. И. А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» 1 42 М. Горький. Слово о писателе. «Детство»(главы).Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». 1 43 Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». 1 44 Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. 1 45 Урок внеклассного чтения. Рассказ «Челкаш» 1 М. Горький. 46 Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. 47 В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное 1 приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. 48 В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. 1 49 А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. 1 50 Контрольная работа по творчеству писателей 20 в 1 51 Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Обучение анализу стихотворения. 1 52 А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Философские проблемы в лирике Твардовского. 1 53 На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. 1 Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского и др. 54 Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики. 1 55 Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы рассказа. 1 56 Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». 1 57 Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. 1 58 Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы) 1 59 М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное врассказах писателя. 1 1 60 Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов). 1 61 Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. 1 Из литературы народов России1 62 Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…» 1 Из зарубежной литературы5 63 Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. 1 64 Дж.Г. Байрон. Слово о поэте «Душа моя мрачна..» 1 65 Японские хокку. Особенности жанра. 1 66 О. Генри. Рассказ «Дары волхвов». 1 67 Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». 1 68 Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса» 1 6970 Итоги учебного года. Задания на каникулы 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс № урока Тема урока 1 Великая сила литературы Дата планир Дата фактич 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Древнерусская литература 3ч Древнерусская литература. История 1 открытия «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» - величайший 1 памятник древнерусской литературы. Поэтические переложения «Слова о полку 1 Игореве». Р.Р.Сочинение Русская литература 18 века 8ч Литература 18 века. Классицизм в русском 1 и мировом искусстве. Ода «На день восшествия…»- типичное 1 произведение в духе классицизма. Новая эра русской поэзии. Творчество 1 Г.Р.Державина Н.М.Карамзин - писатель и историк. 1 Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» 1 Главные герои – Лиза и Эраст 1 Социально – нравственный конфликт в 1 произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Язык и стиль произведения Н.М.Карамзина 1 «Бедная Лиза» Русская литература 19 века 60ч «Золотой век» русской литературы. От 1 классицизма и сентиментализма к романтизму. Грибоедов: личность и судьба. 1 Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 4 1 действия. Фамусов и фамусовское общество 1 Протест передовых людей 19 века против 1 реакционных политических и духовных устоев крепостничества. Критический этюд Гончарова «Миллион 1 терзаний» как основа изучения комедии. Пушкин - гениальный русский 1 национальный поэт Дружба и друзья в лирике Пушкина 1 Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина 1 Любовная лирика А.С.Пушкина 1 «Цыганы» - одна из романтических поэм 1 Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история 1 романа. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 50 51 52 53 54 55 56 Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа Татьяна – любимая героиня Пушкина «Онегин – добрый мой приятель» Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина» Развитие речи. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова Основные мотивы лирики Лермонтова «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен..» - мечта о новом человеке. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» В.ч. М.Ю.Лермонтов «Пророк» «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «младший» брат Онегина по главе «Бэла» Мои размышления. По главе «Максим Максимыч» Анализ эпизода по главе «Тамань» В.Г.Белинский «Герой нашего времени» Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. Цикл «Петербургские повести» Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель» «Мертвые души». История создания. Смысл названия. Образ Чичикова. Образы помещиков. Образы помещиков. Народ в поэме. Р.р. сочинение Образ России в ее многообразии и неповторимости в произведениях Ф.И. Тютчева В.ч. Ф.И.Тютчев «Вечер» Тема Родины в творчестве А.К.Толстого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 Этапы биографии и творчества 1 И.С.Тургенева. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети» Базаров – нигилист. 1 Проблема отцов и детей в романе 1 И.С.Тургенева «Отцы и дети» Д.И.Писарев и А.И.Герцен об образе 1 Базарова. Некрасов - народный поэт. Сочувствие 1 поэта обездоленным крестьянам. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»1 энциклопедия народной жизни Крестьянские характеры в поэме 1 Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Трехсложный размер стиха 1 Природа и человек в поэзии А.А.Фета 1 Жизнь и творчество ф.М.Достоевского 1 Мастерство психологической обрисовки 1 действующих лиц в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Неизбежность наказания. По роману 1 «Преступление и наказание» Толстой-романист. Роман «Война и мир» 1 «Война и мир»- роман- эпопея. 1 Салон Шерер 1 Главные герои романа «Война и мир». 1 Поиски смысла жизни. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказы. 1 Русская литература 20 века 25ч Романтическая проза М.Горького в ранний 1 период творчества. Рассказ «Макар Чудра» 1 Жизнь и творчество А.И.Куприна. Рассказ 1 «Олеся» Нежная, великолепная любовь лесной 1 колдуньи в рассказе А.И.Куприна «Олеся» Очерк жизни и творчества И.А.Бунина 1 Рассказы Бунина о любви. 1 Развитие речи 1 Любовная лирика А.А.Блока 1 Маяковский - поэт новатор 1 Сатирический талант Маяковского. Стихи 1 «О дряни» 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 Слово о Есенине. Тема любви в творчестве 1 поэта. Краткие сведения о писателе 1 М.А.Булгакове . Повесть «Собачье сердце» Острая сатира на действительность России 1 20-х годов в повести «Собачье сердце» Слово о поэте А.А.Ахматовой. 1 Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Тема поэта и поэзии в творчестве 1 А.А.Ахматовой Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака 1 Жизнь и творчество М.А.Шолохова 1 Трагизм людских судеб, искалеченных 1 войной в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» Р.р.Сочинение по рассказу М.Шолохова 1 «Судьба человека» Призыв автора к милосердию и 1 состраданию в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки» Жизнь и творчество А.И.Солженицына 1 Тема репрессий и ее художественное 1 раскрытие в коротком рассказе «Как жаль» Творчество Е.А.Евтушенко 1 В.ч. «Поэт в России – больше, чем поэт» 1 авторское понимание роли поэта в обществе. Рубцов - поэт есенинской 1 проникновенности в тайны русской души и природы Уникальность личности и творческого 1 дарования Высоцкого – поэта песенника Литература народов России 20 века 2ч О суровом Севере и его людях в рассказах 1 Ю. С.Рытхэу Тонкий лиризм поэзии М. Джалиля. 1 Зарубежная литература 3ч «Божественная комедия» - великое 1 творение Данте. Вопросы о смысле бытия в произведении 1 Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский» «Фауст» - великое произведение мировой 1 литературы Итоговый урок по литературе 1